Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

следний век Канада несколько раз меняла свою юридическую пози­ цию, что давало повод обвинять канадские власти в непоследова­ тельности и ослабляло аргументы страны в данном споре [5]. Для России важной состав­ ляющей юридического статуса Арктики является правовой ре­ жим национальной транспортной коммуникации — Северного мор­ ского пути (СМП), который имеет существенную особенность, об ­ условленную климатическими и гидрологическими факторами: у него нет единой и фиксирован­ ной трассы. Примечательно, что юридическая позиция России в отношении СМП идентична той, которую заняла Канада в отно­ шении СЗП. Соединённые Штаты выступают против претензий и заявлений России о том, что клю­ чевые части СМП представляют собой её территориальные воды. В 1985 г. Советский Союз вы­ разил поддержку юридической позиции Канады, когда США от­ правили ледокол через СЗП. Признание Канадой претензий СССР на СМП значительно уси­ лило бы юридические позиции обеих стран, однако во времена «холодной войны» Канада никак не могла поддержать Советский Союз в споре с Соединёнными Штатами. Очевидно, что расширяю­ щееся международное сотруд­ ничество в области развития транспортных коммуникаций на Крайнем Севере способно ре­ шить многие правовые вопро­ сы, касающиеся деятельности в арктической зоне. Несмотря на непростую текущую ситуацию, касающуюся международного со­ трудничества в Арктике, в сфере логистики и транспорта было ре­ ализовано несколько важных со­ вместных проектов. Так, в недавнем прошлом, примером крупного международ­ ного проекта, направленного на развитие транспортных комму­ никаций в Арктике, являлся про­ ект Европейского союза «Север­ ное измерение», охватывающий страны Северной Европы, Балтии, а также Россию. Проект был сфо­ кусирован на конкретном сотруд­ ничестве для решения вопросов, связанных с общими вызовами и возможностями. Такое взаимо­ действие полезно не только для стран данного региона, но и для Европы в целом. Основная цель «Северно­ го измерения» в транспортной сфере — увеличение объёма мор­ ских перевозок между европей­ скими портами и портами севера России, в частности, Мурманска и Архангельска. Они должны стать достойной альтернативой пор­ там Финского залива в Балтий­ ском море. Другим интересным приме­ ром международного сотруд­ ничества в области логистики и транспорта является проект «Развитие логистики в Баренце­ вом транспортном коридоре», посвященный вопросам разви­ тия транспорта и региональной логистики в Мурманской обла­ сти. Проект предусматривал раз­ работку транспортного маршру­ та из порта Кеми через Саллу в Мурманск, поскольку развитие Баренцева транспортного кори­ дора является одной из наиболее важных областей совершенство­ вания логистики в Баренцевом регионе. Данный проект был реа­ лизован в 2006-2008 гг. и финан­ сировался Евросоюзом в рамках программы добрососедства «Ко- ларктик». В рамках проекта «Логисти­ ка в Баренц-регионе» была осу­ ществлена транспортировка пи­ лотного контейнера по новому маршруту. При этом с помощью средств спутниковой связи от­ слеживались параметры времен­ ных затрат, скорости и т. д. Продолжением этой работы стал проект «Баренц Логистика 2», направленный на повышение профессиональной компетенции в области логистики, развитие ло­ гистических «ноу-хау» и расшире­ ние цепи поставок в Баренц-ре- гионе. Проект стартовал в 2011 г. и финансируется программой «Ко- ларктик ИЕСП-ПС» Евросоюза. Партнёрами проекта стали пред­ приятия и организации России, Финляндии и Швеции. Ещё один эффективный при­ мер международного сотруд­ ничества в области транспорта — совместный российско-нор­ вежский нефтегазовый проект «Ru-No Barents», в рамках кото­ рого создано специальное на­ правление «Логистика и транс­ порт». Общей задачей данного проекта является оценка «разры­ ва» между существующим на се­ годня уровнем технологий и тех­ нологиями (в том числе в области логистики и транспорта), необ­ ходимыми для добычи нефти и газа в Баренцевом, Печорском и Карском морях наиболее эко­ логически безопасным и надёж­ ным способом. Участники проек­ та по направлению «Логистика и транспорт» получили возмож­ ность включиться в деятельность международных рабочих групп, проводящих оценку транспор­ тно-логистических проблем, с которыми сталкиваются как Нор­ вегия, так и Россия при освоении Крайнего Севера. Остаётся по-прежнему пер­ спективным проект «Северный воздушный мост», предусматри­ вающий организацию авиаци­ онных маршрутов из Азии в Се­ верную Америку через Арктику. Ключевым связующим звеном между континентами должен стать Красноярский край. По оценкам специалистов, такие маршруты понадобятся, в пер­ вую очередь, странам Юго-Вос­ точной Азии, для которых летать в Северную Америку удобнее 5 0 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz