Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
следний век Канада несколько раз меняла свою юридическую пози цию, что давало повод обвинять канадские власти в непоследова тельности и ослабляло аргументы страны в данном споре [5]. Для России важной состав ляющей юридического статуса Арктики является правовой ре жим национальной транспортной коммуникации — Северного мор ского пути (СМП), который имеет существенную особенность, об условленную климатическими и гидрологическими факторами: у него нет единой и фиксирован ной трассы. Примечательно, что юридическая позиция России в отношении СМП идентична той, которую заняла Канада в отно шении СЗП. Соединённые Штаты выступают против претензий и заявлений России о том, что клю чевые части СМП представляют собой её территориальные воды. В 1985 г. Советский Союз вы разил поддержку юридической позиции Канады, когда США от правили ледокол через СЗП. Признание Канадой претензий СССР на СМП значительно уси лило бы юридические позиции обеих стран, однако во времена «холодной войны» Канада никак не могла поддержать Советский Союз в споре с Соединёнными Штатами. Очевидно, что расширяю щееся международное сотруд ничество в области развития транспортных коммуникаций на Крайнем Севере способно ре шить многие правовые вопро сы, касающиеся деятельности в арктической зоне. Несмотря на непростую текущую ситуацию, касающуюся международного со трудничества в Арктике, в сфере логистики и транспорта было ре ализовано несколько важных со вместных проектов. Так, в недавнем прошлом, примером крупного международ ного проекта, направленного на развитие транспортных комму никаций в Арктике, являлся про ект Европейского союза «Север ное измерение», охватывающий страны Северной Европы, Балтии, а также Россию. Проект был сфо кусирован на конкретном сотруд ничестве для решения вопросов, связанных с общими вызовами и возможностями. Такое взаимо действие полезно не только для стран данного региона, но и для Европы в целом. Основная цель «Северно го измерения» в транспортной сфере — увеличение объёма мор ских перевозок между европей скими портами и портами севера России, в частности, Мурманска и Архангельска. Они должны стать достойной альтернативой пор там Финского залива в Балтий ском море. Другим интересным приме ром международного сотруд ничества в области логистики и транспорта является проект «Развитие логистики в Баренце вом транспортном коридоре», посвященный вопросам разви тия транспорта и региональной логистики в Мурманской обла сти. Проект предусматривал раз работку транспортного маршру та из порта Кеми через Саллу в Мурманск, поскольку развитие Баренцева транспортного кори дора является одной из наиболее важных областей совершенство вания логистики в Баренцевом регионе. Данный проект был реа лизован в 2006-2008 гг. и финан сировался Евросоюзом в рамках программы добрососедства «Ко- ларктик». В рамках проекта «Логисти ка в Баренц-регионе» была осу ществлена транспортировка пи лотного контейнера по новому маршруту. При этом с помощью средств спутниковой связи от слеживались параметры времен ных затрат, скорости и т. д. Продолжением этой работы стал проект «Баренц Логистика 2», направленный на повышение профессиональной компетенции в области логистики, развитие ло гистических «ноу-хау» и расшире ние цепи поставок в Баренц-ре- гионе. Проект стартовал в 2011 г. и финансируется программой «Ко- ларктик ИЕСП-ПС» Евросоюза. Партнёрами проекта стали пред приятия и организации России, Финляндии и Швеции. Ещё один эффективный при мер международного сотруд ничества в области транспорта — совместный российско-нор вежский нефтегазовый проект «Ru-No Barents», в рамках кото рого создано специальное на правление «Логистика и транс порт». Общей задачей данного проекта является оценка «разры ва» между существующим на се годня уровнем технологий и тех нологиями (в том числе в области логистики и транспорта), необ ходимыми для добычи нефти и газа в Баренцевом, Печорском и Карском морях наиболее эко логически безопасным и надёж ным способом. Участники проек та по направлению «Логистика и транспорт» получили возмож ность включиться в деятельность международных рабочих групп, проводящих оценку транспор тно-логистических проблем, с которыми сталкиваются как Нор вегия, так и Россия при освоении Крайнего Севера. Остаётся по-прежнему пер спективным проект «Северный воздушный мост», предусматри вающий организацию авиаци онных маршрутов из Азии в Се верную Америку через Арктику. Ключевым связующим звеном между континентами должен стать Красноярский край. По оценкам специалистов, такие маршруты понадобятся, в пер вую очередь, странам Юго-Вос точной Азии, для которых летать в Северную Америку удобнее 5 0 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz