Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

канские компании в прошедшие двадцать лет. В конце 2007 года одно из крупнейших газовых место­ рождений Норвегии — Snovit («Белоснежка») — было введено в промышленную эксплуатацию, в том числе при помощи компа­ ний США, рассматриваемых Нор­ вегией в качестве приоритетных инвесторов. Также принимают активное участие в разработке углеводородного сырья ряд круп­ нейших корпораций Франции, Италии, Германии. США являются также главным партнёром в раз­ работке шельфовых месторожде­ ний Канады, а многие норвежские технологии успешно были при­ менены при реализации север­ ных проектов Канады [2,3]. Для Российской Федерации интересен опыт, прежде всего, Норвегии. Грамотная правитель­ ственная политика поощрения партнёрства иностранных и на­ циональных компаний позволи­ ла обеспечить высокий уровень разработки нефтегазовых место­ рождений на благо общества. Сде­ лав обязательными научно-ис­ следовательские программы для иностранных предприятий, ра­ ботающих в норвежском сек­ торе, нефтегазовые технологии автоматически становились нор­ вежской интеллектуальной соб­ ственностью и сегодня призна­ ются одними из лучших в мире. Важность развития местных по ­ ставщиков стало неотъемлемой частью поощрения развития со­ трудничества и конкуренции в нефтегазовой промышленности. Кроме того, использование това­ ров и услуг местных поставщиков было определено законодатель­ но, что подразумевало введение понятия «местное участие» (local content) [4]. В совместных консорциумах, созданных между норвежскими и зарубежными компаниями, ино­ странным организациям отво­ дилась задача технологическо­ го обеспечения проектов, а также роль экономического «катализа­ тора» в превращении норвежских партнёров в полноценных игро­ ков на шельфе. Норвежские инжи­ ниринговые компании благодаря участию в совместных предприя­ тиях получили доступ к мировым технологиям в освоении шельфа. Таким образом, процедура досту­ па иностранных компаний к раз­ работке углеводородных место­ рождений, как показывает опыт Норвегии, может эффективно ис­ пользоваться в качестве инстру­ мента выхода на глобальный ры­ нок добычи углеводородных ресурсов с параллельным реше­ нием широкого круга экономиче­ ских, технологических и социаль­ ных вопросов [4]. Международное со­ трудничество в сфере логистики и транспорта Грядущее масштабное освое­ ние Арктики потребует решения многих новых задач, часть из ко­ торых повлечёт за собой разра­ ботку не только абсолютно новых и высокоэффективных техно­ логий, но и более совершенных способов организации матери­ ально-технического обеспечения удалённых объектов, движения транспортных средств, миними­ зации воздействия на хрупкую экосистему в целом. В настоящее время Россия обладает уникальными транс­ портно-логистическими воз­ можностями, которые благодаря естественным природным пред­ посылкам могут в значительной мере содействовать её превра­ щению в конкурентоспособное транзитное государство с раз­ витой сферой услуг и сервисной экономикой. Так, одним из перспективных направлений может стать полно­ масштабная реализация транс­ портно-транзитного потенциа­ ла за счёт становления системы международных транспортных коридоров, проходящих по тер­ ритории и акватории под юрис­ дикцией Российской Федерации, а также капиллярной транспорт­ ной инфраструктуры, связываю­ щей труднодоступные приаркти- ческие населённые пункты. В арктической зоне нема­ ло правовых разногласий по тер­ риториальным вопросам. Ярким примером является юридиче­ ский спор о статусе Северо-за­ падного прохода (СЗП), который представляет собой сеть из не­ скольких морских маршрутов че­ рез Канадский Арктический ар­ хипелаг, насчитывающий около 19 тыс. островов, множество скал и рифов [5]. По мнению экспертов, ю ри ­ дический спор о статусе СЗП не ставит под сомнение его при ­ надлежность Канаде: этот мор­ ской путь огибает тысячи бес­ спорно канадских островов. Суть проблемы в другом — США на протяжении долгого време­ ни считают, что проход отвеча­ ет правовым критериям между­ народного пролива, поскольку соединяет две части открыто­ го моря (Северный Ледовитый и Атлантический океаны) и ис­ пользуется для международного судоходства. С этой точки зре­ ния водный путь считается ка­ надской территорией, но и но ­ странные суда имеют право транзитного прохода через него. Канада же настаивает на том, что проход относится к внутрен­ ним водам и имеет тот же юриди­ ческий статус, что и внутренние водные акватории (например, река Оттава или озеро Виннипег). Со­ ответственно, иностранные суда обязаны запрашивать разрешение на вход в эти воды и на всём про­ тяжении пути находиться в юрис­ дикции Канады. Однако за по­ | Экономика, ресурсы, финансы| Фадеев А . М. | 4 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz