Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
канские компании в прошедшие двадцать лет. В конце 2007 года одно из крупнейших газовых место рождений Норвегии — Snovit («Белоснежка») — было введено в промышленную эксплуатацию, в том числе при помощи компа ний США, рассматриваемых Нор вегией в качестве приоритетных инвесторов. Также принимают активное участие в разработке углеводородного сырья ряд круп нейших корпораций Франции, Италии, Германии. США являются также главным партнёром в раз работке шельфовых месторожде ний Канады, а многие норвежские технологии успешно были при менены при реализации север ных проектов Канады [2,3]. Для Российской Федерации интересен опыт, прежде всего, Норвегии. Грамотная правитель ственная политика поощрения партнёрства иностранных и на циональных компаний позволи ла обеспечить высокий уровень разработки нефтегазовых место рождений на благо общества. Сде лав обязательными научно-ис следовательские программы для иностранных предприятий, ра ботающих в норвежском сек торе, нефтегазовые технологии автоматически становились нор вежской интеллектуальной соб ственностью и сегодня призна ются одними из лучших в мире. Важность развития местных по ставщиков стало неотъемлемой частью поощрения развития со трудничества и конкуренции в нефтегазовой промышленности. Кроме того, использование това ров и услуг местных поставщиков было определено законодатель но, что подразумевало введение понятия «местное участие» (local content) [4]. В совместных консорциумах, созданных между норвежскими и зарубежными компаниями, ино странным организациям отво дилась задача технологическо го обеспечения проектов, а также роль экономического «катализа тора» в превращении норвежских партнёров в полноценных игро ков на шельфе. Норвежские инжи ниринговые компании благодаря участию в совместных предприя тиях получили доступ к мировым технологиям в освоении шельфа. Таким образом, процедура досту па иностранных компаний к раз работке углеводородных место рождений, как показывает опыт Норвегии, может эффективно ис пользоваться в качестве инстру мента выхода на глобальный ры нок добычи углеводородных ресурсов с параллельным реше нием широкого круга экономиче ских, технологических и социаль ных вопросов [4]. Международное со трудничество в сфере логистики и транспорта Грядущее масштабное освое ние Арктики потребует решения многих новых задач, часть из ко торых повлечёт за собой разра ботку не только абсолютно новых и высокоэффективных техно логий, но и более совершенных способов организации матери ально-технического обеспечения удалённых объектов, движения транспортных средств, миними зации воздействия на хрупкую экосистему в целом. В настоящее время Россия обладает уникальными транс портно-логистическими воз можностями, которые благодаря естественным природным пред посылкам могут в значительной мере содействовать её превра щению в конкурентоспособное транзитное государство с раз витой сферой услуг и сервисной экономикой. Так, одним из перспективных направлений может стать полно масштабная реализация транс портно-транзитного потенциа ла за счёт становления системы международных транспортных коридоров, проходящих по тер ритории и акватории под юрис дикцией Российской Федерации, а также капиллярной транспорт ной инфраструктуры, связываю щей труднодоступные приаркти- ческие населённые пункты. В арктической зоне нема ло правовых разногласий по тер риториальным вопросам. Ярким примером является юридиче ский спор о статусе Северо-за падного прохода (СЗП), который представляет собой сеть из не скольких морских маршрутов че рез Канадский Арктический ар хипелаг, насчитывающий около 19 тыс. островов, множество скал и рифов [5]. По мнению экспертов, ю ри дический спор о статусе СЗП не ставит под сомнение его при надлежность Канаде: этот мор ской путь огибает тысячи бес спорно канадских островов. Суть проблемы в другом — США на протяжении долгого време ни считают, что проход отвеча ет правовым критериям между народного пролива, поскольку соединяет две части открыто го моря (Северный Ледовитый и Атлантический океаны) и ис пользуется для международного судоходства. С этой точки зре ния водный путь считается ка надской территорией, но и но странные суда имеют право транзитного прохода через него. Канада же настаивает на том, что проход относится к внутрен ним водам и имеет тот же юриди ческий статус, что и внутренние водные акватории (например, река Оттава или озеро Виннипег). Со ответственно, иностранные суда обязаны запрашивать разрешение на вход в эти воды и на всём про тяжении пути находиться в юрис дикции Канады. Однако за по | Экономика, ресурсы, финансы| Фадеев А . М. | 4 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz