Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.
Нефтегазовый потенциал р о с си йско й А р к ти к и п о-пре ж н ем у огром ен (рис.1). помощи иностранных компаний. При этом компании берут на себя значительную часть рисков, во просы управления проектом, а также финансовые затраты. На ряду с этим, в вопросах развития собственных технологий по раз работке шельфа, формирования национального сервисного рын ка, производства продуктов с вы сокой добавленной стоимостью такой подход значительно огра ничивает возможности государ ства [1]. ных работ и потенциальную до бычу в акваториях Западной Гренландии. Покупателями та ких лицензий выступают компа нии Норвегии (Equinor), а так же Канады (Encana Corporation) и США (ConocoPhiLLips). Однако, несмотря на присутствие в ука занных акваториях опытных за падных компаний, стоит отметить отсутствие в последнее время ка ких-либо крупных открытий ме сторождений в районе Фарер ских островов и Гренландии [2,3]. о том, что в Арктике существуют два основных подхода при орга низации международного сотруд ничества. Первый подход заклю чается в проведении политики «открытых дверей», который до пускает присутствие иностран ного капитала практически на всех стадиях освоения углеводо родных ресурсов. Второй подход подразуме вает проведение государством ограничительной политики уча стия иностранного капитала в ос воении арктических месторожде ний. Иностранные инвестиции на различных условиях могут быть привлечены к работам по непо средственной добыче углево дородов, в то время как сфера геологоразведочных работ пол ностью закрыта для участия ино странных компаний. Параллельно могут приниматься экспансивные шаги, направленные на получение доли в зарубежных проектах по добыче углеводородного сырья. Каждая из рассматриваемых моделей сотрудничества имеет свои сильные стороны. Модель «открытых дверей» создаёт ус ловия для быстрой и относитель но эффективной организации до бычи углеводородного сырья при Развитие собственных про изводств и технологий, получе ние долей в зарубежных про ектах выступают очевидным преимуществом второго подхо да. Вместе с тем реализация та кого подхода требует от государ ства проведения продуманной промышленной, инвестицион ной и международной политики, а также значительных собствен ных средств для проведения мас штабных геологоразведочных ра бот на шельфе. Среди примеров государств, реализующих первую модель международного сотрудниче ства на шельфе, является Да ния, продающая лицензии на проведение геологоразведоч Вторая модель сотрудниче ства, предусматривающая огра ничение участия иностранного капитала, свойственна практи ческим всем остальным государ ствам, которые принято считать арктическими. При этом сте пень участия иностранного ка питала варьируется от 3 % (США) до 55 - 60 % (Канада и Норве гия) [3]. Наименьшая доля ино странного капитала наблюдает ся в Соединённых Штатах, где разработка арктических место рождений (месторождения Аля ски) осуществляется за счёт соб ственного капитала. Нельзя не отметить активную экспансию в российскую Арктику, на Саха лин, в Норвегию и Канаду, кото рую демонстрировали амери 4 8 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 4 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz