Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №4.

Annotation. Currently, the Arctic is considered by many states as a strategic region. This is due to the huge reserves o f hydrocarbons, as well as to the increasing role o f those factors and conditions on which the political and energy security of the world's leading industrialized countries is based. Industrial development o f the Arctic involves intensive exploitation of hydrocarbon resources, extraction o f biological resources, significant cargo transshipment and, as a result, the development of means of transport and transport infrastructure. The technological complexity o f the organization o f transport operations in the Arctic, as well as the legal features of the legislation o f the Arctic States determine the need for international cooperation in the field o f hydrocarbon production, transport, and efficient and safe development o f the Arctic territories. Ключевые слова: Международное Key wo rds: In terna tiona l coopera tion , Arctic, сотрудничество, Арктика, шельф, shelf, hydrocarbon resources, logistics, углеводородные ресурсы, логистика, ecolog ica l safety. экологическая безопасность. Введение Мировой опыт реализации нефтегазовых проектов показы­ вает, что международная коопе­ рация при освоении арктических месторождений способна со­ здать значительный экономиче­ ский мультипликативный эффект. Промышленное освоение углеводородных ресурсов Аркти­ ки создаст возможность компен­ сации падающего уровня добычи углеводородов в традиционных нефтегазодобывающих провин­ циях, а также выступает гаран­ том энергетической безопасно­ сти России и многих стран мира на ближайшие десятилетия. Международная коопера­ ция при освоении шельфовых месторождений способна со­ здать значительный экономиче­ ский мультипликативный эффект и принести значительные преи­ мущества всем участникам такой кооперации. Какая стратегия нуж­ на России в освоении Арктики и при взаимодействии с зарубеж­ ными партнёрами? Освоение углеводородных месторождений Арктики, удалён­ ных на сотни, а иногда — на тысячи километров от береговой линии, также предполагает формиро­ вание и развитие эффективной транспортно-логистической си ­ стемы, которая объективно ста­ новится сферой интересов це­ лого ряда государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океану. Кроме того, особая уязви­ мость суровой арктической при­ роды также обусловливает не­ обходимость международной кооперации, изучения и решения проблем максимального сохране­ ния естественной среды обита- ния,разработки и реализации ра­ циональной многопродуктовой экологосбалансированной моде­ ли устойчивого природопользо­ вания. Международное со­ трудничество в сфере добычи углеводород­ ных ресурсов На текущий момент Россия сталкивается с необходимостью самостоятельной работы в вы­ соких арктических широтах, об ­ условленной введёнными сек­ торальными санкциями. Тем не менее у Российской Федерации по-прежнему сохраняется воз­ можность заявить о себе в каче­ стве пионера освоения арктиче­ ского шельфа, и для этого есть все основания. В конце 2013 г. нача­ лась промышленная эксплуатация на месторождении Приразлом­ ное, и сегодня объём накоплен­ ной добычи превышает два мил­ лиона тонн. Был проведен ряд геологоразведочных кампаний в акваториях Печорского и Кар­ ского морей, а в 2016 г. стартовал проект «Ворота Арктики», пред­ усматривающий добычу нефти на Новопортовском месторождении и её последующую транспорти­ ровку морем в Кольский залив. С 2014 года в отношении Рос­ сийской Федерации введены сек­ торальные ограничения, которые существенным образом повлия­ ли на развитие международного сотрудничества в энергетической сфере в Арктике. Однако, несмо­ тря на очевидные негативные по ­ следствия санкций, текущая си ­ туация служит благоприятной средой для развития отечествен­ ных поставщиков оборудования, которые сегодня имеют перспек­ тивы развития и возможность вы­ хода на сервисный рынок добычи углеводородов. В случае отмены санкций международное сотрудничество может рассматриваться в каче­ стве эффективного инструмен­ та для решения целого круга эко ­ номических вопросов освоения шельфа. Однако реализовываться оно должно исключительно в ин ­ тересах Российской Федерации. Мировой опыт свидетельствует | Экономика, ресурсы, финансы| Фадеев А . М. | 4 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz