Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

Кроме того, средства феде­ рального бюджета могут быть ис­ пользованы для финансирования «мероприятий», направленных на сокращение перекрёстного суб­ сидирования. Согласно россий­ скому энергетическому законода­ тельству, перекрёстные субсидии должны быть заменены прямы­ ми региональными субсидиями, и в этом постепенном переходном процессе могут быть использова­ ны федеральные ресурсы. Россий­ ское правительство прямо призна­ ёт инвестиции в ВИЭ «мерами», способствующими сокращению перекрёстного субсидирования на Дальнем Востоке. Исходя из это­ го, Минэнерго и региональные власти могли бы договориться о финансировании проектов возоб­ новляемой энергетики за счёт фе­ деральных средств. В свою очередь, соглашения, заключённые между Министерством энергетики и реги­ ональными властями, обеспечивают инвесторам прочную нормативную базу для получения финансовой поддержки проектов в области воз­ обновляемых источников энергии. Кроме того, федеральные субсидии могут направляться в региональ­ ный бюджет на основе положений федерального бюджета, связанных с Арктической зоной Российской Федерации. Важно понимать, что реализа­ ция этих проектов зависит в АЗРФ от решения проблем, связанных с деградацией многолетнемёрзлых пород. И это также серьёзный кли­ матический риск. При этом на дан­ ный момент не предусмотрено особых требований к арктическо­ му строительству. Важнейшей со­ ставляющей безопасности являют­ ся требования не только к стройке, но и к эксплуатации объекта. С це­ лью координации деятельности по решению этой проблемы, с учётом её важности и общественного ре­ зонанса, на базе ЭЦ «ПОРА» будет создана координационная рабочая группа по криолитозоне Россий­ ской Арктики и Субарктики [10]. Выводы Борьба с климатическими из­ менениями постепенно выходит за рамки экологической повест­ ки и начинает занимать централь­ ные места в федеральной и регио­ нальной политике. Необходимость внедрения принципов устойчивого развития в Арктической зоне Рос­ сийской Федерации в части борь­ бы с климатическими изменениями обусловлена рядом факторов, от­ носящихся к защите окружающей среды, сохранению биоразнообра­ зия и к предотвращению природ­ ных катаклизмов, угрожающих ж и ­ телям АЗРФ и соседних регионов. Однако, в случае своевре­ менного принятия необходимых мер, негативные последствия, вы­ званные антропогенным факто­ ром, можно будет компенсиро­ вать. Значительный вклад в этот процесс внесёт трансформация энергетического сектора. Обеспе- Literature чение жителей АЗРФ энергией из возобновляемых источников п о ­ зволит сократить выбросы СО2 в атмосферу, что позволит решить проблему таяния ледников, с о ­ хранения местной флоры и фа­ уны, снижения числа природных катаклизмов. Кроме того, внедре­ ние ВИЭ решит проблему энер ­ гообеспечения изолированных районов Арктической зоны Рос­ сийской Федерации, обеспечив их энергетическую автономию. В то же время, использова­ ние механизма «зелёного» финан­ сирования обеспечит поддерж­ ку проектов устойчивого развития АЗРФ, в том числе в области воз­ обновляемой энергетики. Чистый воздух, эко-дружелюбная окру­ жающая среда, низкоуглеродный транспорт и производство — это не иллюзия, а вполне достижимый о б ­ раз будущей, устойчивой Арктиче­ ской зоны Российской Федерации. 1. WWF: "Lack o f consensus in the Arctic Council threatens the future o f nature and people" / / article, 2019 URL: https://arcticwwf.org/newsroom/news/lack-of-consensus-in- arctic-council-risks-the-future-of-nature-and-people/ 2. V. K. Berdin, A. O. Kokorin, G. M. Yulkin, M. A. Yulkin: "renewable energy sources in isolated localities o f the Russian Arctic" / / analytical review, 2017 URL: https://wwf.ru/ resources/publications/booklets/vozobnovlyaem ye-istochniki-energii-v-izolirovannykh- naselennykh-punktakh-rossiyskoy-arktiki/ 3. The international panel on climate change: "Special report on the ocean and the cryosphere in a changing climate" / / analytical report, 2019 URL: https://www.ipcc.ch/srocc/ 4. N. Stepanova, D. Gritsenko, T. Gavrilieva, A. Belokur: "Sustainable development o f sparsely populated territories: on the example o f the Russian Arctic and the Far East" / / article, 2020 URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/6/2367/pdf 5. O. Kolmar, A. Sakharov: "Prospects for implementing the UN sdgs in Russia" / / article, 2018 URL: https://iorj.hse.ru/data/2019/05/22/1508327468/0.%20Kolmar,%20A.%20 Sakharov.pdf 6 . O. O. Smirnova, S. A. Lipina, M. S. Sokolov: "Modern prospects and challenges for sustainable development o f the Arctic zone o f the Russian Federation" / / Trends and management, 2017 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22219 7. D. Maximova: "Sustainable development o f the Russian Arctic zone: Challenges and opportunities" / / article, 2018 URL: https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2018/ Scholarly_Papers/21_AY2018_Maximova.pdf 8 . A. M. Vorotnikov: "Current trends in green Finance in the Arctic" / / article, 2018 URL: https://energy.s-kon.ru/a-m-vorotnikov-aktualnyie-napravlenia-zelenogo-financirovaniya-v- arktike/ 9. A. Bute: "Autonomous renewable energy in remote Arctic regions: analysis o f the Russian Far East" / / article, 2016 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S1364032116000642 10. It is time to recreate the state system for monitoring the state o f permafrost URL: https:// porarctic.ru/blog/2020/07/14/pora-vossozdat-gosudarstvennuyu-sistemu-monitoringa-za- sostoyaniem-merzloty/ | Природосбережение | Воробьев И.С., Воротников А .М . | 8 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz