Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
Кроме того, средства феде рального бюджета могут быть ис пользованы для финансирования «мероприятий», направленных на сокращение перекрёстного суб сидирования. Согласно россий скому энергетическому законода тельству, перекрёстные субсидии должны быть заменены прямы ми региональными субсидиями, и в этом постепенном переходном процессе могут быть использова ны федеральные ресурсы. Россий ское правительство прямо призна ёт инвестиции в ВИЭ «мерами», способствующими сокращению перекрёстного субсидирования на Дальнем Востоке. Исходя из это го, Минэнерго и региональные власти могли бы договориться о финансировании проектов возоб новляемой энергетики за счёт фе деральных средств. В свою очередь, соглашения, заключённые между Министерством энергетики и реги ональными властями, обеспечивают инвесторам прочную нормативную базу для получения финансовой поддержки проектов в области воз обновляемых источников энергии. Кроме того, федеральные субсидии могут направляться в региональ ный бюджет на основе положений федерального бюджета, связанных с Арктической зоной Российской Федерации. Важно понимать, что реализа ция этих проектов зависит в АЗРФ от решения проблем, связанных с деградацией многолетнемёрзлых пород. И это также серьёзный кли матический риск. При этом на дан ный момент не предусмотрено особых требований к арктическо му строительству. Важнейшей со ставляющей безопасности являют ся требования не только к стройке, но и к эксплуатации объекта. С це лью координации деятельности по решению этой проблемы, с учётом её важности и общественного ре зонанса, на базе ЭЦ «ПОРА» будет создана координационная рабочая группа по криолитозоне Россий ской Арктики и Субарктики [10]. Выводы Борьба с климатическими из менениями постепенно выходит за рамки экологической повест ки и начинает занимать централь ные места в федеральной и регио нальной политике. Необходимость внедрения принципов устойчивого развития в Арктической зоне Рос сийской Федерации в части борь бы с климатическими изменениями обусловлена рядом факторов, от носящихся к защите окружающей среды, сохранению биоразнообра зия и к предотвращению природ ных катаклизмов, угрожающих ж и телям АЗРФ и соседних регионов. Однако, в случае своевре менного принятия необходимых мер, негативные последствия, вы званные антропогенным факто ром, можно будет компенсиро вать. Значительный вклад в этот процесс внесёт трансформация энергетического сектора. Обеспе- Literature чение жителей АЗРФ энергией из возобновляемых источников п о зволит сократить выбросы СО2 в атмосферу, что позволит решить проблему таяния ледников, с о хранения местной флоры и фа уны, снижения числа природных катаклизмов. Кроме того, внедре ние ВИЭ решит проблему энер гообеспечения изолированных районов Арктической зоны Рос сийской Федерации, обеспечив их энергетическую автономию. В то же время, использова ние механизма «зелёного» финан сирования обеспечит поддерж ку проектов устойчивого развития АЗРФ, в том числе в области воз обновляемой энергетики. Чистый воздух, эко-дружелюбная окру жающая среда, низкоуглеродный транспорт и производство — это не иллюзия, а вполне достижимый о б раз будущей, устойчивой Арктиче ской зоны Российской Федерации. 1. WWF: "Lack o f consensus in the Arctic Council threatens the future o f nature and people" / / article, 2019 URL: https://arcticwwf.org/newsroom/news/lack-of-consensus-in- arctic-council-risks-the-future-of-nature-and-people/ 2. V. K. Berdin, A. O. Kokorin, G. M. Yulkin, M. A. Yulkin: "renewable energy sources in isolated localities o f the Russian Arctic" / / analytical review, 2017 URL: https://wwf.ru/ resources/publications/booklets/vozobnovlyaem ye-istochniki-energii-v-izolirovannykh- naselennykh-punktakh-rossiyskoy-arktiki/ 3. The international panel on climate change: "Special report on the ocean and the cryosphere in a changing climate" / / analytical report, 2019 URL: https://www.ipcc.ch/srocc/ 4. N. Stepanova, D. Gritsenko, T. Gavrilieva, A. Belokur: "Sustainable development o f sparsely populated territories: on the example o f the Russian Arctic and the Far East" / / article, 2020 URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/6/2367/pdf 5. O. Kolmar, A. Sakharov: "Prospects for implementing the UN sdgs in Russia" / / article, 2018 URL: https://iorj.hse.ru/data/2019/05/22/1508327468/0.%20Kolmar,%20A.%20 Sakharov.pdf 6 . O. O. Smirnova, S. A. Lipina, M. S. Sokolov: "Modern prospects and challenges for sustainable development o f the Arctic zone o f the Russian Federation" / / Trends and management, 2017 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22219 7. D. Maximova: "Sustainable development o f the Russian Arctic zone: Challenges and opportunities" / / article, 2018 URL: https://arcticyearbook.com/images/yearbook/2018/ Scholarly_Papers/21_AY2018_Maximova.pdf 8 . A. M. Vorotnikov: "Current trends in green Finance in the Arctic" / / article, 2018 URL: https://energy.s-kon.ru/a-m-vorotnikov-aktualnyie-napravlenia-zelenogo-financirovaniya-v- arktike/ 9. A. Bute: "Autonomous renewable energy in remote Arctic regions: analysis o f the Russian Far East" / / article, 2016 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S1364032116000642 10. It is time to recreate the state system for monitoring the state o f permafrost URL: https:// porarctic.ru/blog/2020/07/14/pora-vossozdat-gosudarstvennuyu-sistemu-monitoringa-za- sostoyaniem-merzloty/ | Природосбережение | Воробьев И.С., Воротников А .М . | 8 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz