Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
Зелёное финансирование Весь мир сейчас п р и д е рж и вается э кол о гич е с ко го тренда, в связи с чем во зникаю т условия перехода на «зелёные» и н с т р у менты финансирования. «Зелё ные» облигации — это долговые инструменты , используемые для привлечения средств на проекты , связанные с в о з о б новляемой э н ер ги ей , повыш е нием энер гоэфф ективности , экол о гиче с ки чистым т р а н с портом или низ ко у глеродной э к о н ом и к о й , которые с ущ е ств ую т на финансовом рынке уже более 10 лет. По данным Bloomberg, в 2017 году «зелёных» облигаций было выпущено почти на 170 миллиар дов долларов США . «Зелёные» облигации есть в странах G7, в Литве, Латвии, Польше, в Казах стане уже приняты их стандар ты. В России же, в основном, идёт только обсуждение проблем «зе лёного» финансирования. Использование «зелёного» финансирования при реализа ции инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации позволит осущест влять их с меньшими затратами. Дело осталось за малым: разра ботать нормативно-правовую базу, утвердить стандарты «зе лёных» облигаций, как, напри мер, это уже сделал недавно Ка захстан, и начать реализовывать проекты «зелёного» финансиро вания. Россия находится в самом начале этого пути, хотя уже есть примеры финансирования «зелё ных» проектов. В частности, фи нансирование инициатив в обла сти возобновляемых источников энергии. Было выделено несколько крупных групп проектов, которые станут основными получателями средств «зелёного» финансиро вания для АЗРФ: •. Проекты по внедрению наилучших доступных техноло гий (НДТ). • Проекты в области разви тия возобновляемых источников энергии (ВИЭ). • Проекты в области перера ботки мусора и бытовых отходов. • Проекты по повышению энергоэффективности. • Инвестиционные програм мы компаний. • Инфраструктурные проек ты (проекты адаптации). • Проекты в области транспорта. • Проекты в сфере «зелёно го» строительства. • Органическое сельское х о зяйство («зелёная» агропромыш ленность). Как показывает мировая практика, перспективны для «зе лёного» финансирования д о статочно многие отрасли и на правления. Каждая страна может выбирать подход в соответствии со своими планами, стратегия ми и приоритетами у с той чиво го развития. В этой связи пред ставляется целесообразным на первом этапе не задавать жёст кие критерии «зелёных» про е к тов, а определить наиболее важ ные отрасли, переход которых на «зелёное» развитие, во-первых, будет экономически и социаль но выгодным, во-вторых, может быть проведён с наименьшими административными и транзак ционными издержками, и, в -тр е тьих, максимально повысит каче ство ВВП страны [8]. Использование возоб новляемых источников энергии (ВИЭ) Арктическая зона Российской Федерации представляет собой наиболее интересный кейс для из учения проблем и возможностей, связанных с развёртыванием авто номных ВИЭ, а также их взаимодей ствия с централизованной электро энергетической инфраструктурой. Российская Федерация характе ризуется большим количеством островных энергетических систем и удалённых населённых пунктов. Эти изолированные системы и от далённые населённые пункты в зна чительной степени зависят от ди зельных источников энергии. На Дальнем Востоке, по дан ным российского правительства, 70% выработки электроэнер гии производится на так называе мом «грязном топливе», в том чис ле 12-15% — на дизельном. Помимо относительной неэффективно сти производственного процесса, выработка электроэнергии из ди зельного топлива обходится очень дорого, поскольку топливо прихо дится доставлять на большие рас стояния. В Арктике погодные условия и неразвитая транспортная инфра структура затрудняют доступ к от далённым районам. И это становит ся всё более трудной для решения проблемой в контексте изменения климата и его влияния на прогно- зируемость погоды. Это не только увеличивает затраты, но и создаёт экологические проблемы, учиты вая риски, связанные с транспор тировкой, хранением дизельного топлива, и особенно с его разлива ми и утечками. Кроме того, произ водство электроэнергии на основе дизельного топлива является угле родоёмким способом а занчит не лучшим образом способствует из менению климата. В отдалённых арктических рай онах воздействие дизельного то- | Природосбережение | Воробьев И.С., Воротников А .М . | 7 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz