Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

Зелёное финансирование Весь мир сейчас п р и д е рж и ­ вается э кол о гич е с ко го тренда, в связи с чем во зникаю т условия перехода на «зелёные» и н с т р у ­ менты финансирования. «Зелё ­ ные» облигации — это долговые инструменты , используемые для привлечения средств на проекты , связанные с в о з о б ­ новляемой э н ер ги ей , повыш е ­ нием энер гоэфф ективности , экол о гиче с ки чистым т р а н с ­ портом или низ ко у глеродной э к о н ом и к о й , которые с ущ е ­ ств ую т на финансовом рынке уже более 10 лет. По данным Bloomberg, в 2017 году «зелёных» облигаций было выпущено почти на 170 миллиар­ дов долларов США . «Зелёные» облигации есть в странах G7, в Литве, Латвии, Польше, в Казах­ стане уже приняты их стандар­ ты. В России же, в основном, идёт только обсуждение проблем «зе­ лёного» финансирования. Использование «зелёного» финансирования при реализа­ ции инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации позволит осущест­ влять их с меньшими затратами. Дело осталось за малым: разра­ ботать нормативно-правовую базу, утвердить стандарты «зе­ лёных» облигаций, как, напри­ мер, это уже сделал недавно Ка­ захстан, и начать реализовывать проекты «зелёного» финансиро­ вания. Россия находится в самом начале этого пути, хотя уже есть примеры финансирования «зелё­ ных» проектов. В частности, фи­ нансирование инициатив в обла­ сти возобновляемых источников энергии. Было выделено несколько крупных групп проектов, которые станут основными получателями средств «зелёного» финансиро­ вания для АЗРФ: •. Проекты по внедрению наилучших доступных техноло ­ гий (НДТ). • Проекты в области разви­ тия возобновляемых источников энергии (ВИЭ). • Проекты в области перера­ ботки мусора и бытовых отходов. • Проекты по повышению энергоэффективности. • Инвестиционные програм­ мы компаний. • Инфраструктурные проек­ ты (проекты адаптации). • Проекты в области транспорта. • Проекты в сфере «зелёно­ го» строительства. • Органическое сельское х о ­ зяйство («зелёная» агропромыш­ ленность). Как показывает мировая практика, перспективны для «зе ­ лёного» финансирования д о ­ статочно многие отрасли и на­ правления. Каждая страна может выбирать подход в соответствии со своими планами, стратегия­ ми и приоритетами у с той чиво ­ го развития. В этой связи пред ­ ставляется целесообразным на первом этапе не задавать жёст­ кие критерии «зелёных» про е к ­ тов, а определить наиболее важ­ ные отрасли, переход которых на «зелёное» развитие, во-первых, будет экономически и социаль­ но выгодным, во-вторых, может быть проведён с наименьшими административными и транзак­ ционными издержками, и, в -тр е ­ тьих, максимально повысит каче­ ство ВВП страны [8]. Использование возоб­ новляемых источников энергии (ВИЭ) Арктическая зона Российской Федерации представляет собой наиболее интересный кейс для из­ учения проблем и возможностей, связанных с развёртыванием авто­ номных ВИЭ, а также их взаимодей­ ствия с централизованной электро­ энергетической инфраструктурой. Российская Федерация характе­ ризуется большим количеством островных энергетических систем и удалённых населённых пунктов. Эти изолированные системы и от­ далённые населённые пункты в зна­ чительной степени зависят от ди­ зельных источников энергии. На Дальнем Востоке, по дан­ ным российского правительства, 70% выработки электроэнер­ гии производится на так называе­ мом «грязном топливе», в том чис­ ле 12-15% — на дизельном. Помимо относительной неэффективно­ сти производственного процесса, выработка электроэнергии из ди­ зельного топлива обходится очень дорого, поскольку топливо прихо­ дится доставлять на большие рас­ стояния. В Арктике погодные условия и неразвитая транспортная инфра­ структура затрудняют доступ к от­ далённым районам. И это становит­ ся всё более трудной для решения проблемой в контексте изменения климата и его влияния на прогно- зируемость погоды. Это не только увеличивает затраты, но и создаёт экологические проблемы, учиты­ вая риски, связанные с транспор­ тировкой, хранением дизельного топлива, и особенно с его разлива­ ми и утечками. Кроме того, произ­ водство электроэнергии на основе дизельного топлива является угле­ родоёмким способом а занчит не лучшим образом способствует из­ менению климата. В отдалённых арктических рай­ онах воздействие дизельного то- | Природосбережение | Воробьев И.С., Воротников А .М . | 7 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz