Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

В Арктике устойчивость и устойчивое развитие неразрывно связаны с эксплуатацией ресурсов. Таким образом, устойчивое разви­ тие (далее — УР) Арктики означает управляемую экосоциальную эво­ люцию в сторону консервативно­ го природопользования, всесто­ ронней адаптации к изменению климата и минимизации негатив­ ного антропогенного воздействия на природные экосистемы Аркти­ ки. Вызовы Арктическому устой­ чивому развитию взаимосвязаны и масштабируются в пространстве и времени; создание экосистем- ного рынка является перспектив­ ным путём достижения консенсуса между глобальными, государствен­ ными и локальными целями УР. Арктическая устойчивость пони­ мается как свойство системы, обе­ спечивающее лежащие в её основе социально-экологические изме­ нения, включая адаптацию к проис­ ходящим фундаментальным транс­ формациям. Оценка устойчивости непосредственно связана с управ­ лением природным капиталом ар­ ктических экосистем в связи с экологическими и социально-эко­ номическими изменениями в А р ­ ктике [4]. Арктическая зона Рос­ сийской Федерации Сегодня развитие Арктиче­ ской зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ) является одним из приоритетных направлений вну­ тренней политики России, вклю­ чая социально-экономическое развитие, а также международное сотрудничество. В настоящее время сформи­ ровались два противоположных взгляда на стратегию России в А р ­ ктике: первый подразумевает мас­ штабное изучение и освоение А р ­ ктики в ближайшей перспективе, а второй — лишь изучение, посколь­ ку страна имеет достаточно ресур­ сов в уже осваиваемых регионах на длительную перспективу. В зави­ симости от выбора концепции бу­ дут определяться направления го­ сударственной политики в АЗРФ, объём инвестиций и механизмы взаимодействия центра и регионов. В целях решения экологиче­ ских проблем в 1991 г. Канада, Да­ ния, Финляндия, Исландия, Нор­ вегия, Россия, Швеция и США приняли Стратегию защиты окру­ жающей среды Арктики (AEPS). Это обусловлено тем, что поиско­ во-разведочная деятельность мо­ жет нанести серьёзный вред эко­ логии, в связи с чем многие участки не доступны для освоения. Эко­ логическая составляющая являет­ ся основой экологически ответ­ ственной модели хозяйствования, что позволяло участникам Аркти­ ческого клуба использовать эколо­ гические вопросы как инструмент «мягкой силы» для сдерживания присутствия России в Арктике, что ещё раз подчёркивает важность ре­ ализации принципов устойчивого развития АЗРФ [5]. В то же время экологическая безопасность является актуальной проблемой. Россия признаёт на­ копленный экологический ущерб критической проблемой. С 2012 года идёт «генеральная уборка» ар­ ктических территорий от обломков советского наследия. Тот факт, что российская экономика погрузилась в глубокую депрессию в 1990-е годы, является ещё одной причиной загрязнения окружающей среды, помимо советского промышленно­ го развития. Накопленный экологи­ ческий ущерб в российской Аркти­ ке является результатом не только работы промышленных предпри­ ятий, но и жизнедеятельности лю ­ дей, покинувших в 1990-е гг. свои места постоянного проживания в Арктике. В последние годы Прези­ дент и Правительство ведут мони­ торинг этого проекта. Россия про­ должает очищать Арктику, но этого недостаточно. Не хватает средств, чтобы сделать это быстро. Мож­ но предположить, что Россия мог­ ла бы объединиться с международ­ ным экологическим сообществом для поиска каких-то решений этой проблемы. Россия имеет очевид­ ный дисбаланс, предпочитая эко­ номическое развитие, а не устой­ чивое [6]. Весьма прискорбно, что эколо­ гический аспект устойчивого раз­ вития остаётся в тени заявлений о социально-экономическом раз­ витии. Существуют опасения по поводу экологической безопас­ ности, возникающие в связи с но­ вым этапом социально-экономиче­ ского развития Арктической зоны Российской Федерации. Опасе­ ния возникают, в частности, в свя­ зи с уже имеющимся опытом широ­ комасштабного освоения Арктики Советским Союзом. Однако у Рос­ сии есть возможность включить­ ся в процесс разработки концеп­ ции устойчивого развития Арктики через Арктический совет. Рабочая группа по устойчивому развитию предлагает рассматривать АЗРФ как индикатор состояния окружа­ ющей среды, который даёт сигнал остальному миру о влиянии гло­ бальных процессов. Экологические аспекты должны занимать цен­ тральное место в устойчивом раз­ витии Арктики. Современные эко­ логические проблемы существуют во всех циркумполярных странах. Поэтому необходимо наладить бо ­ лее глубокое международное эко­ логическое сотрудничество. Дей­ ствительно, создание эффективной системы устойчивого развития воз­ можно только при участии всех восьми арктических государств [7]. Что касается мер в области вну­ тренней политики, то значитель­ ную роль по сдерживанию клима­ тических изменений могут сыграть 2 важнейших инструмента: при­ менение механизма зелёного фи­ нансирования и распространение использования возобновляемых источников энергии (в особенно­ сти, в труднодоступных, изолиро­ ванных районах). 7 8 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz