Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
В Арктике устойчивость и устойчивое развитие неразрывно связаны с эксплуатацией ресурсов. Таким образом, устойчивое разви тие (далее — УР) Арктики означает управляемую экосоциальную эво люцию в сторону консервативно го природопользования, всесто ронней адаптации к изменению климата и минимизации негатив ного антропогенного воздействия на природные экосистемы Аркти ки. Вызовы Арктическому устой чивому развитию взаимосвязаны и масштабируются в пространстве и времени; создание экосистем- ного рынка является перспектив ным путём достижения консенсуса между глобальными, государствен ными и локальными целями УР. Арктическая устойчивость пони мается как свойство системы, обе спечивающее лежащие в её основе социально-экологические изме нения, включая адаптацию к проис ходящим фундаментальным транс формациям. Оценка устойчивости непосредственно связана с управ лением природным капиталом ар ктических экосистем в связи с экологическими и социально-эко номическими изменениями в А р ктике [4]. Арктическая зона Рос сийской Федерации Сегодня развитие Арктиче ской зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ) является одним из приоритетных направлений вну тренней политики России, вклю чая социально-экономическое развитие, а также международное сотрудничество. В настоящее время сформи ровались два противоположных взгляда на стратегию России в А р ктике: первый подразумевает мас штабное изучение и освоение А р ктики в ближайшей перспективе, а второй — лишь изучение, посколь ку страна имеет достаточно ресур сов в уже осваиваемых регионах на длительную перспективу. В зави симости от выбора концепции бу дут определяться направления го сударственной политики в АЗРФ, объём инвестиций и механизмы взаимодействия центра и регионов. В целях решения экологиче ских проблем в 1991 г. Канада, Да ния, Финляндия, Исландия, Нор вегия, Россия, Швеция и США приняли Стратегию защиты окру жающей среды Арктики (AEPS). Это обусловлено тем, что поиско во-разведочная деятельность мо жет нанести серьёзный вред эко логии, в связи с чем многие участки не доступны для освоения. Эко логическая составляющая являет ся основой экологически ответ ственной модели хозяйствования, что позволяло участникам Аркти ческого клуба использовать эколо гические вопросы как инструмент «мягкой силы» для сдерживания присутствия России в Арктике, что ещё раз подчёркивает важность ре ализации принципов устойчивого развития АЗРФ [5]. В то же время экологическая безопасность является актуальной проблемой. Россия признаёт на копленный экологический ущерб критической проблемой. С 2012 года идёт «генеральная уборка» ар ктических территорий от обломков советского наследия. Тот факт, что российская экономика погрузилась в глубокую депрессию в 1990-е годы, является ещё одной причиной загрязнения окружающей среды, помимо советского промышленно го развития. Накопленный экологи ческий ущерб в российской Аркти ке является результатом не только работы промышленных предпри ятий, но и жизнедеятельности лю дей, покинувших в 1990-е гг. свои места постоянного проживания в Арктике. В последние годы Прези дент и Правительство ведут мони торинг этого проекта. Россия про должает очищать Арктику, но этого недостаточно. Не хватает средств, чтобы сделать это быстро. Мож но предположить, что Россия мог ла бы объединиться с международ ным экологическим сообществом для поиска каких-то решений этой проблемы. Россия имеет очевид ный дисбаланс, предпочитая эко номическое развитие, а не устой чивое [6]. Весьма прискорбно, что эколо гический аспект устойчивого раз вития остаётся в тени заявлений о социально-экономическом раз витии. Существуют опасения по поводу экологической безопас ности, возникающие в связи с но вым этапом социально-экономиче ского развития Арктической зоны Российской Федерации. Опасе ния возникают, в частности, в свя зи с уже имеющимся опытом широ комасштабного освоения Арктики Советским Союзом. Однако у Рос сии есть возможность включить ся в процесс разработки концеп ции устойчивого развития Арктики через Арктический совет. Рабочая группа по устойчивому развитию предлагает рассматривать АЗРФ как индикатор состояния окружа ющей среды, который даёт сигнал остальному миру о влиянии гло бальных процессов. Экологические аспекты должны занимать цен тральное место в устойчивом раз витии Арктики. Современные эко логические проблемы существуют во всех циркумполярных странах. Поэтому необходимо наладить бо лее глубокое международное эко логическое сотрудничество. Дей ствительно, создание эффективной системы устойчивого развития воз можно только при участии всех восьми арктических государств [7]. Что касается мер в области вну тренней политики, то значитель ную роль по сдерживанию клима тических изменений могут сыграть 2 важнейших инструмента: при менение механизма зелёного фи нансирования и распространение использования возобновляемых источников энергии (в особенно сти, в труднодоступных, изолиро ванных районах). 7 8 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz