Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
нии краткосрочных и потенци альных выгод использования ар ктического региона. — Наряду с удовлетворени ем социально-экономических п о требностей общества должна учи тываться природная специфика арктического региона, которая ак тивно влияет на формирование атмосферы, климата и погоды на огромном пространстве Планеты. Естественная или наду манная необходимость освоения Арктики К сожалению, в перспекти ве просматривается тотальная направленность на нарушение естественных законов, обеспечи вающих устойчивое развитие ар ктического региона со стороны всех пяти стран с соответствую щими шельфовыми зонами. Суще ствует немало фактов, подтверж дающих это высказывание. Хотя в последнее время в рам ках ОПЕК почти регулярно п р о водятся конференции по вопросу снижения добычи нефти, но насту пление на арктические регионы с выявленными запасами углеводо родного топлива, расширяется. Действительно, во многих странах, даже в тех, где раньше добывали и продавали нефть, се годня вынуждены импортировать её или добывать методами, на рушающими естественные п р и родные законы и правила в угоду выполнения писанных законов, противоречащих естественным, ради сохранения власти, неоли беральной экономической моде ли и максимизации прибыли. Искусственно созданный д е фицит углеводородного топлива в конце второго десятилетия XXI века вынудил американцев обра титься к своим резервам и стали добывать сланцевую нефть, кото рую раньше никто не рассматри вал как перспективный вариант добычи нефти. Но в условиях д е фицита пришлось добывать нефть из сланца и обратить внимание на нефтяные запасы в Арктике. В Канаде добывают битуми нозный песок открытым (эко логически опасным) способом. Так же как Россия и СШ А , Кана да обратилась к залежам нефти в Арктике. Хотя следует заметить, рентабельность при добыче во всех арктических зонах — низкая. К тому же возникают экологиче ские проблемы, и они нараста ют гораздо быстрее, чем на суше, а последствия их намного губи тельнее. Об этом свидетельству ет катастрофа на суше в России, в Норильске. Всё это говорит о том, что и с кусственно созданные проблемы набирают обороты, тесня есте ственные процессы, формиру ющие устойчивое равновесие, «апробированные» живой и не живой природой. Так что с высокой долей ве роятности можно сказать — Пла нета Земля становится не слиш ком комфортной для проживания людей, если в результате их же деятельности меняются условия жизни не в лучшую сторону (в частности, стоит глобальная п р о блема потепления). Действительно, если чет верть века назад ждали повыше ния средней мировой температу ры на 1 градус через 100 лет, то мы уже проходим этот показатель [8]. В настоящее время, несмотря на преобладание в мире неоклас сической экономической модели, обосновывающей саморегулирую щий потенциал рынка, по мнению многих исследователей законов и правил общества, происходит уси ление координирующей роли го сударственного воздействия как на бизнес, так и на процессы, фор мирующие экологическую ситуа цию в локальных и страновых (на циональных) аспектах. Так что если в двухкомпонент ной экосистеме (неживая п р и р о да и живая природа до появления Человека) обмен веществ между ними происходил по естествен ным законам, то с появлением Че ловека система преобразуется из двухкомпонентной в трёхкомпо нентную систему «Природа — Че ловек — Производство». В круго воротный естественный процесс «вклиниваются» искусственные законы и правила. С середины XX столетия, когда зримо стали проявлять ся негативные последствия двух сотлетнего бурного развития промышленного производства, об щество пришло к тому, что необхо димо управлять состоянием и про изводства, и окружающей среды. В настоящее время выделяют, по крайней мере, два ярко выра женных этапа в процессе управ ления состоянием окружающей среды. 1. Период с конца 60-х до пер вой половины 80-х годов XX сто летия можно охарактеризовать как первый этап в становлении эколо гической политики. В основу эко логической политики этого этапа был положен принцип контроля, и строился он на унифицированном комплексном подходе к организа ции природоохранного механизма через предписания к выдержива нию предельно допустимых кон центраций (ПДК) и предельно д о пустимых сбросов (ПДС). 2. Со второй половины 80-х годов начался второй этап приро доохранной политики: концепция предельно допустимых концен траций постепенно заменяется концепцией экологического р и ска — переход к стратегии «пре дотвращения ущерба» от страте гии «ликвидации загрязнения». | Экология и устойчивое развитие | Папенов К.В., Никоноров С.М . | 7 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz