Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

тов, компаний-операторов, а так­ же системы государственного мониторинга и поддержки реали­ зации арктических проектов. При реализации проектов по освоению углеводородных ре ­ сурсов шельфа российской А р ­ ктики главные приоритеты го ­ сударственного регулирования нефтегазового комплекса долж ­ ны быть направлены на формиро­ вание условий «участия» топлив ­ но-энергетического комплекса в решении широкого круга со ц и ­ ально-экономических задач госу­ дарства [7, 8]. Устойчивое развитие прибрежных регионов при реализации проек­ тов на шельфе Арктики Устойчивое развитие нового нефтегазового региона предпо­ лагает создание механизмов обе ­ спечения необходимого развития, уровня потребления и социаль­ ного согласия в обществе, обе ­ спечения устойчивого развития экономики, а также реализации устойчивого функционирования биосферы. Основное направле­ ние формирования деятельности нефтегазового комплекса состоит в создании таких условий, кото­ рые способствовали бы сближе­ нию реализованной и потенци­ альной ценности углеводородов. Под общественной ценностью понимается совокупность (пря­ мых, косвенных и мультиплика­ тивных) эффектов, получаемых от освоения и использования ресур­ сов углеводородного сырья [7]. Такие эффекты могут выра­ жаться не только в денежной фор­ ме, но и в форме косвенных и о п о ­ средованных выгод, таких как повышение ценности человече­ ского капитала. Под человеческим капиталом в данном случае по ­ нимается совокупность навыков, воплощённых в человеке, вклю­ чая образование, интеллект, сози- дательность, опыт работы, пред­ принимательскую способность и т. д. Так, при освоении нефтегазо­ вых ресурсов в условиях системы централизованного планирова­ ния и управления часто ориенти­ ровались на достижение прежде всего определённого уровня про ­ изводственных показателей, поэ­ тому реализованная ценность (на региональном уровне) в значи­ тельной мере отличалась от её по ­ тенциально возможного уровня. Обеспечение приемлемого уров­ ня общественной ценности угле­ водородных ресурсов возможно только при наличии развитой си ­ стемы институтов современно­ го гражданского общества, а также эффективной специализирован­ ной институциональной системы, направленной на обеспечение со ­ циально-ориентированного осво­ ения месторождений. Экономи­ ка нефтегазовых регионов в целом базируется на добыче углеводо­ родных ресурсов и в значительной степени зависит от темпов осво­ ения месторождений. В процес­ се развёртывания хозяйственной деятельности происходят значи­ тельные изменения условий жиз­ ни населения, а также наблюдаются структурные сдвиги в экономике и социальной сфере региона, разви­ тие транспортных систем, измене­ ние состояния окружающей среды, а также усиление миграционных потоков. Масштабное промышлен­ ное освоение территории нефте­ газодобычи, значительные изме­ нения в экономике и социальной сфере касаются прежде всего на­ селения, проживающего на данной территории. Вместе с тем процесс освоения нефтегазовых ресурсов сопровождается рядом как поло­ жительных, так и негативных тен­ денций, что требует от государства определённых целенаправлен­ ных воздействий по корректиров­ ке указанных тенденций. Фактор исчерпаемости углеводородных ресурсов требует учёта не только экономических, но и социальных последствий освоения ресурсов и условий функционирования эко ­ номики региона на всех этапах д о ­ бычи. Указанные факторы требуют комплексного подхода к оценке последствий освоения нефтега­ зовых ресурсов в регионе и пол­ ного учёта как особенностей о с ­ воения нефтегазовых ресурсов, так и его влияния на социально-э­ кономическую систему региона. Опыт ведущих нефтегазовых дер ­ жав свидетельствует о том, что за истекшие 20-30 лет в мире раз­ работаны и успешно реализова­ ны подходы к интеграции задач освоения углеводородных ресур­ сов с решением широкого круга социально-экономических задач. Такие подходы предполагают пе­ ренос акцентов с анализа оценки исключительно финансово-эко­ номических последствий реали­ зации проектов на социально-э­ кономические результаты их осуществления. Анализ полити­ ки индустриально развитых стран, являющихся одновременно круп­ ными недропользователями (Н о р ­ вегия, Австралия, США , Велико­ британия, Германия), показывает, что либеральная система институ­ тов в сфере отношений собствен­ ности, связанная с использовани­ ем обычных активов, дополняется разветвлённой системой норм, правил и процедур в сфере ис­ пользования ресурсов недр. Ука­ занные факты обеспечивают го­ сударству защиту своих прав как собственника ресурсов недр, а также формируют условия для эффективной с точки зрения и н ­ тересов общества динамики о с ­ воения и использования невозоб­ новляемых ресурсов [7]. Баланс интересов и миними­ зация противоречий между госу­ дарством, нефтегазовыми компа­ ниями и местным населением во многом определяют поступатель­ ное и сбалансированное со ц и ­ ально-экономическое развитие добывающего региона. | Экономика, ресурсы, финансы | Фадеев А .М . | 6 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz