Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
тов, компаний-операторов, а так же системы государственного мониторинга и поддержки реали зации арктических проектов. При реализации проектов по освоению углеводородных ре сурсов шельфа российской А р ктики главные приоритеты го сударственного регулирования нефтегазового комплекса долж ны быть направлены на формиро вание условий «участия» топлив но-энергетического комплекса в решении широкого круга со ц и ально-экономических задач госу дарства [7, 8]. Устойчивое развитие прибрежных регионов при реализации проек тов на шельфе Арктики Устойчивое развитие нового нефтегазового региона предпо лагает создание механизмов обе спечения необходимого развития, уровня потребления и социаль ного согласия в обществе, обе спечения устойчивого развития экономики, а также реализации устойчивого функционирования биосферы. Основное направле ние формирования деятельности нефтегазового комплекса состоит в создании таких условий, кото рые способствовали бы сближе нию реализованной и потенци альной ценности углеводородов. Под общественной ценностью понимается совокупность (пря мых, косвенных и мультиплика тивных) эффектов, получаемых от освоения и использования ресур сов углеводородного сырья [7]. Такие эффекты могут выра жаться не только в денежной фор ме, но и в форме косвенных и о п о средованных выгод, таких как повышение ценности человече ского капитала. Под человеческим капиталом в данном случае по нимается совокупность навыков, воплощённых в человеке, вклю чая образование, интеллект, сози- дательность, опыт работы, пред принимательскую способность и т. д. Так, при освоении нефтегазо вых ресурсов в условиях системы централизованного планирова ния и управления часто ориенти ровались на достижение прежде всего определённого уровня про изводственных показателей, поэ тому реализованная ценность (на региональном уровне) в значи тельной мере отличалась от её по тенциально возможного уровня. Обеспечение приемлемого уров ня общественной ценности угле водородных ресурсов возможно только при наличии развитой си стемы институтов современно го гражданского общества, а также эффективной специализирован ной институциональной системы, направленной на обеспечение со циально-ориентированного осво ения месторождений. Экономи ка нефтегазовых регионов в целом базируется на добыче углеводо родных ресурсов и в значительной степени зависит от темпов осво ения месторождений. В процес се развёртывания хозяйственной деятельности происходят значи тельные изменения условий жиз ни населения, а также наблюдаются структурные сдвиги в экономике и социальной сфере региона, разви тие транспортных систем, измене ние состояния окружающей среды, а также усиление миграционных потоков. Масштабное промышлен ное освоение территории нефте газодобычи, значительные изме нения в экономике и социальной сфере касаются прежде всего на селения, проживающего на данной территории. Вместе с тем процесс освоения нефтегазовых ресурсов сопровождается рядом как поло жительных, так и негативных тен денций, что требует от государства определённых целенаправлен ных воздействий по корректиров ке указанных тенденций. Фактор исчерпаемости углеводородных ресурсов требует учёта не только экономических, но и социальных последствий освоения ресурсов и условий функционирования эко номики региона на всех этапах д о бычи. Указанные факторы требуют комплексного подхода к оценке последствий освоения нефтега зовых ресурсов в регионе и пол ного учёта как особенностей о с воения нефтегазовых ресурсов, так и его влияния на социально-э кономическую систему региона. Опыт ведущих нефтегазовых дер жав свидетельствует о том, что за истекшие 20-30 лет в мире раз работаны и успешно реализова ны подходы к интеграции задач освоения углеводородных ресур сов с решением широкого круга социально-экономических задач. Такие подходы предполагают пе ренос акцентов с анализа оценки исключительно финансово-эко номических последствий реали зации проектов на социально-э кономические результаты их осуществления. Анализ полити ки индустриально развитых стран, являющихся одновременно круп ными недропользователями (Н о р вегия, Австралия, США , Велико британия, Германия), показывает, что либеральная система институ тов в сфере отношений собствен ности, связанная с использовани ем обычных активов, дополняется разветвлённой системой норм, правил и процедур в сфере ис пользования ресурсов недр. Ука занные факты обеспечивают го сударству защиту своих прав как собственника ресурсов недр, а также формируют условия для эффективной с точки зрения и н тересов общества динамики о с воения и использования невозоб новляемых ресурсов [7]. Баланс интересов и миними зация противоречий между госу дарством, нефтегазовыми компа ниями и местным населением во многом определяют поступатель ное и сбалансированное со ц и ально-экономическое развитие добывающего региона. | Экономика, ресурсы, финансы | Фадеев А .М . | 6 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz