Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
Открытое в 1979 г. место рождение Хаберния расположе но на восточном побережье Ка нады. Важно отметить, что для заключения соглашений между правительствами Канады и п р о винции Ньюфаундленд с нефтя ными компаниями, позволяю щими приступить к освоению , потребовалось более десяти лет. Генеральное соглашение, под разумевающее совместное управ ление разработкой углеводо родов, было заключено в 1985 г. между федеральным и провинци альным правительствами. Прави тельство Канады, осуществляющее частичное финансирование про екта, рассчитывало в долгосрочной перспективе не только вернуть за траченные инвестиции,но и сокра тить бюджетные расходы за счёт прекращения дотации провинции Ньюфаундленд. По мнению мно гих канадских экспертов, приори тет в реализации проекта «Хабер- ния» отдан целям регионального развития, а уже потом — целям ком мерческой прибыли за счёт добы чи углеводородов. В реализации проекта «Ха- берния» государство являлось од ним из гарантов компенсации по вышенных рисков при реализации данного проекта, а также выпол няло роль третейского судьи и га ранта прав собственности. С це лью повышения инвестиционной привлекательности и уменьшения рисков Правительство Канады на прямую участвовало в финансовой поддержке проекта. Основными значимыми формами поддержки выступили следующие [4]: а) 25%-е возмещение расходов на подготовку к эксплуатации ком паниям-операторам проекта, что составляет сумму 1,05 млрд долл.; б) 40% -е гарантии кредитов, выданных на подготовку к эксплу атации на сумму до 1,68 млрд долл. То есть операторы передадут го сударству соответствующую долю в проекте в случае невозможно сти возвращения кредитов; в) беспроцентная ссуда в слу чае, если цены на нефть опустятся ниже 19 долл. за баррель в разме ре до 300 млн долл.; г) если стоимость этапа под готовки к эксплуатации превысит 5,2 млрд долл., предусмотрены дополнительные гарантии креди тов для оплаты 40% расходов. Повышение уровня занятости и профессиональной компетен ции населения Канады явилось одной из целей государствен ной поддержки проекта. В итоге 66% рабочих мест заняли граж дане Канады, при этом совокуп ная доля канадских подрядчиков и поставщиков в реализованном проекте составила порядка 60%. Использованию региональной рабочей силы и местных подряд чиков способствовала соответ ствующая финансовая поддержка со стороны государства. Анали зируя суммарные затраты п р о екта, можно констатировать, что 5,8 млрд долл. представляют и н вестиции компаний-операторов, а 1,5 млрд долл. — государства [4]. В Канаде был принят специ альный «Закон об освое нии Хабернии», учитывающий пионерный характер проекта. Го сударству удалось решить слож ные вопросы по финансированию работ и распределению доходов, а также был найден компромисс в решении вопроса юрисдикции над прибрежными водами. Благо даря наличию политической воли и государственной поддержке, проект «Хаберния» вошёл в чис ло крупнейших в мире. Суммарный опыт Для Российской Федерации норвежский, канадский и англий ский опыт весьма полезен с точки зрения реализации масштабных проектов в интересах общества, которые, кроме своей техноло гической сложности, отличаются также высокой капиталоёмкостью. Как показывает зарубежный опыт, реализация проектов ис ключительно в рамках подходов, ориентированных на чистую ком мерческую эффективность, не возможна без учёта социальной и региональной составляющих. Ни один из этих проектов, реализо ванных в Норвегии, Гренландии, Канаде или СШ А , не п рои с хо дил в отрыве от решения со ц и ально-экономических проблем развития территории. Так, старт проекта освоения месторожде ния «Сновит» в норвежском сек торе Баренцева моря состоялся во многом благодаря потенциаль ным региональным эффектам. Рассмотренные ранее о с о бенности реализации зарубеж ных проектов предполагают ак тивное участие государства (как на федеральном, так и на ре гио нальном уровнях), а также п р и менение процедур и подходов, основанных на программном принципе. По мнению автора, реализа ция арктических шельфовых п р о ектов должна быть основана на следующем: а) формирование единой программы геологоразведочных работ на шельфе; б) создание общей сервисной инфраструктуры, а также согласо ванной технологической схемы освоения и разработки близко расположенных объектов (кла стер месторождений); в) обеспечение устойчивого социально-экономического раз вития региона присутствия; г) создание организационных структур для реализации проек 6 0 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz