Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

Открытое в 1979 г. место­ рождение Хаберния расположе­ но на восточном побережье Ка­ нады. Важно отметить, что для заключения соглашений между правительствами Канады и п р о ­ винции Ньюфаундленд с нефтя­ ными компаниями, позволяю ­ щими приступить к освоению , потребовалось более десяти лет. Генеральное соглашение, под­ разумевающее совместное управ­ ление разработкой углеводо­ родов, было заключено в 1985 г. между федеральным и провинци­ альным правительствами. Прави­ тельство Канады, осуществляющее частичное финансирование про ­ екта, рассчитывало в долгосрочной перспективе не только вернуть за­ траченные инвестиции,но и сокра­ тить бюджетные расходы за счёт прекращения дотации провинции Ньюфаундленд. По мнению мно­ гих канадских экспертов, приори­ тет в реализации проекта «Хабер- ния» отдан целям регионального развития, а уже потом — целям ком­ мерческой прибыли за счёт добы­ чи углеводородов. В реализации проекта «Ха- берния» государство являлось од­ ним из гарантов компенсации по ­ вышенных рисков при реализации данного проекта, а также выпол­ няло роль третейского судьи и га­ ранта прав собственности. С це­ лью повышения инвестиционной привлекательности и уменьшения рисков Правительство Канады на­ прямую участвовало в финансовой поддержке проекта. Основными значимыми формами поддержки выступили следующие [4]: а) 25%-е возмещение расходов на подготовку к эксплуатации ком­ паниям-операторам проекта, что составляет сумму 1,05 млрд долл.; б) 40% -е гарантии кредитов, выданных на подготовку к эксплу­ атации на сумму до 1,68 млрд долл. То есть операторы передадут го­ сударству соответствующую долю в проекте в случае невозможно­ сти возвращения кредитов; в) беспроцентная ссуда в слу­ чае, если цены на нефть опустятся ниже 19 долл. за баррель в разме­ ре до 300 млн долл.; г) если стоимость этапа под­ готовки к эксплуатации превысит 5,2 млрд долл., предусмотрены дополнительные гарантии креди­ тов для оплаты 40% расходов. Повышение уровня занятости и профессиональной компетен­ ции населения Канады явилось одной из целей государствен­ ной поддержки проекта. В итоге 66% рабочих мест заняли граж­ дане Канады, при этом совокуп ­ ная доля канадских подрядчиков и поставщиков в реализованном проекте составила порядка 60%. Использованию региональной рабочей силы и местных подряд­ чиков способствовала соответ­ ствующая финансовая поддержка со стороны государства. Анали ­ зируя суммарные затраты п р о ­ екта, можно констатировать, что 5,8 млрд долл. представляют и н ­ вестиции компаний-операторов, а 1,5 млрд долл. — государства [4]. В Канаде был принят специ ­ альный «Закон об освое ­ нии Хабернии», учитывающий пионерный характер проекта. Го­ сударству удалось решить слож­ ные вопросы по финансированию работ и распределению доходов, а также был найден компромисс в решении вопроса юрисдикции над прибрежными водами. Благо­ даря наличию политической воли и государственной поддержке, проект «Хаберния» вошёл в чис­ ло крупнейших в мире. Суммарный опыт Для Российской Федерации норвежский, канадский и англий­ ский опыт весьма полезен с точки зрения реализации масштабных проектов в интересах общества, которые, кроме своей техноло­ гической сложности, отличаются также высокой капиталоёмкостью. Как показывает зарубежный опыт, реализация проектов ис­ ключительно в рамках подходов, ориентированных на чистую ком­ мерческую эффективность, не ­ возможна без учёта социальной и региональной составляющих. Ни один из этих проектов, реализо­ ванных в Норвегии, Гренландии, Канаде или СШ А , не п рои с хо ­ дил в отрыве от решения со ц и ­ ально-экономических проблем развития территории. Так, старт проекта освоения месторожде­ ния «Сновит» в норвежском сек­ торе Баренцева моря состоялся во многом благодаря потенциаль­ ным региональным эффектам. Рассмотренные ранее о с о ­ бенности реализации зарубеж­ ных проектов предполагают ак­ тивное участие государства (как на федеральном, так и на ре гио ­ нальном уровнях), а также п р и ­ менение процедур и подходов, основанных на программном принципе. По мнению автора, реализа­ ция арктических шельфовых п р о ­ ектов должна быть основана на следующем: а) формирование единой программы геологоразведочных работ на шельфе; б) создание общей сервисной инфраструктуры, а также согласо­ ванной технологической схемы освоения и разработки близко расположенных объектов (кла­ стер месторождений); в) обеспечение устойчивого социально-экономического раз­ вития региона присутствия; г) создание организационных структур для реализации проек­ 6 0 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz