Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

вительственной поддержке с о ­ вместных проектов, что влечёт за собой снижение риска санкций. Межправительственные инвести­ ционные фонды и экспортно-им ­ портные торговые агентства стали ключевой платформой для безо­ пасных финансовых операций. Так, в 2017 г. Экспортно-импортный банк Кореи подписал меморандум о взаимопонимании с Российским агентством по страхованию экс­ портных кредитов и инвестиций для финансирования совместных проектов. Тем не менее, по мне­ нию зарубежных экспертов, в бли­ жайшее время южнокорейские компании могут оказаться «меж­ ду молотом и наковальней». С од­ ной стороны, бизнес попадёт под давление правительства Мун Чжэ Ина, которое для достижения сво ­ их внешнеполитических целей будет побуждать фирмы наращи­ вать кооперацию с российскими предприятиями. С другой сторо ­ ны, при усилении американских санкций для южнокорейских ком­ паний будет всё сложнее поддер­ живать текущий объём сотрудни­ чества с РФ [6]. C учётом ограниченности бюджетных возможностей и де­ фицитности «длинных» и дешё­ вых кредитов значимым источ­ ником инвестиционных средств становятся накопления предпри­ ятий. Однако действие факторов северного удорожания ограничи­ вает возможности накопления ка­ питала. В результате прямые част­ ные инвестиции в Арктике могут позволить себе только ресурсодо­ бывающие компании («Роснефть», «Газпром нефть», «Восток-уголь», «Норильский никель», «Еврохим»). В ситуации внешнего санкци- онного давления и относительно низких цен на нефть требования к качеству использования инвести­ ций возрастают. В противном слу­ чае масштабные инвестиции будут вкладываться в новые неэффектив­ ные проекты, а поддержание этих проектов «на плаву» потребует всё новых и новых капиталовложений. Без перехода от экстенсивного ро ­ ста за счёт наращивания массы ис­ пользуемых ресурсов к режиму интенсивного развития путём по ­ вышения эффективности, россий­ ские компании, как и экономика страны в целом, не смогут выйти из тупика консервации и технологи­ ческой отсталости и обеспечения воспроизводства на низком техно­ логическом уровне. В сложившихся условиях це­ лесообразна мощная и целена­ правленная политика государства, ориентированная на ликвидацию Literature существующих узких мест в систе­ ме мер по освоению Арктическо­ го региона. В частности, было бы обоснованно обратить внимание на развитие транспортной инфра­ структуры преимущественно за счёт увеличения государственных инвестиций, на создание судостро­ ительных мощностей и разработку специализированного оборудова­ ния (производственные и буровые платформы). По мере реализации таких мер могут возникнуть объек­ тивные предпосылки повышения инвестиционного интереса в РФ и за границей к Арктическому реги­ ону России в целом, а не только к ресурсодобывающим отраслям. 1. NOVATEK refused state financing for its second LNG project / / [Electronic resource] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d8cad119a79475c7503d37c (accessed 05.06.2020) 2. Serova N. A., Gutov S. V. Key trends o f the investment development in the Arctic zone o f the Russian Federation in 2008-2017. Arktika i Sever [Arctic and North], 2019, no. 34, pp. 77-89. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.34.77 3. Toporkov A. Only Qatar w ill be able to compete with Novatek / / [Electronic resource] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/01/25/748897-konkurirovat-s- novatekom (accessed 14.06.2020) 4. Fadeeva A. Gazprom calls Chinese CNOOC offshore / / [Electronic resource] URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/09/07/655966-gazprom-kitaiskuyu-cnooc (accessed 17.06.2020) 5. Henderson J. and Mitrova T The Political and Commercial Dynamics o f Russia's Gas Export Strategy / / Oxford Institute for Energy Studies. Paper NG 102. Sept. 2015. URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2015/09/NG-102.pdf (accessed 16.06.2020) 6 . Ryzhova A. V. National interests o f the Republic o f Korea in the Arctic / / National Strategy Issues 5 (56), 2019. P.167-186 Available from: https://en.riss.ru/bookstore/ journal/2019-2/national-strategy-issues-5-56/ (accessed 21 December 2019) 7. Zhong Nan China forays into LNG shipping segment / / China Daily. 24 December 2018. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/201812/24/WS5c203cc8a3107d4c3a002 633. htm l (accessed 25.06.2020) 8 . Yun Sun The Northern Sea Route: The Myth o f Sino-Russian Cooperation / / The Stimson Center. 2018. URL: https://www.stimson.org/sites/default/files/file-attachments / Stimson%20-%20The%20Northern%20Sea%20Route%20-%20The%20Myth% 20of%20 Sino-Russian% 20Cooperation.pdf (accessed 25.06.2020) 9. Petrovskii V. E. and Filippova L. V. China's Arctic Development Strategy / / China in world and regional politics V ol 23, 2018. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ strategiya-kitaya-po-osvoeniyu-arktiki-i-perspektivy-rossiysko-kitayskogo-sotrudnichestva- v-regione (Accessed 14.05.2020) 10. Todorov А. А. International transit potential o f the Northern Sea Route: Economic and legal aspects / / National Strategy Issues. 2017. № 3 (42). P. 149-171. 11. Ryzhova A. V. Arctic policy o f the liberal government o f Canada / / National Strategy Issues 2 (59), 2020. P.155-173 Available from: https://riss.ru/bookstore/journal/2020-g/2-59/ (accessed 18.06.2020) | Экономика, ресурсы, финансы | Рыжова А.В. | 5 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz