Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
национальная компания по развед ке и разработке нефти и газа и Ки тайская национальная шельфовая нефтяная корпорация выкупили 20-процентную долю участия (по 10%) в российском проекте «Ар- ктик СП Г-2». У китайских компа ний будет самый большой пакет акций среди иностранных инве сторов. Заключение сделки повы шает вероятность того, что «Н о ватэк» сможет получить проектное финансирование от китайских банков, если в этом будет необхо димость. Кроме того, сделка под тверждает намерение Китая на ращивать импорт СП Г. Проект «Арктик СП Г-2» предусматривает строительство трёх очередей по производству СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год. Он реализуется на ресурсной базе Салмановского (Утреннего) месторождения в Яма ло-Ненецком АО. В условиях санкций россий ские компании «Роснефть» и «Газпром» заинтересованы в при влечении китайских фирм к со вместному освоению арктическо го шельфа. В частности, в 2016 г. «Газпром» предлагал Китайской национальной шельфовой нефтя ной корпорации участвовать в раз работке нефтяных месторождений на арктическом шельфе [4]. В сен тябре 2018 г. в рамках Восточно го экономического форума «Ро снефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация обсуж дали возможность сотрудничества на шельфе. Однако информации о совместных проектах пока нет. Вопрос заключается также в том, насколько китайские ком пании смогут заменить западных партнёров России в работе на ар ктическом шельфе, особенно в плане предоставления техноло гий. В целом российско-китай ское технологическое сотрудни чество в нефтегазовом секторе активизировалось с момента вве дения санкций [5]. К примеру, в 2017 г. компания «Газпром геоло горазведка» подписала контракт с Китайской нефтяной сервисной компанией об аренде полупогруж- ной плавучей буровой установки «Нанхай-8». «Газпром» с помощью этой установки намерен пробу рить поисково-разведочные сква жины в Карском море. Перспективной сферой с о трудничества России и Китая в Арктике является судостроение.7 июня 2019 г. «Новатэк», «Совком флот», Китайская морская судо ходная компания и Фонд Ш ё л ко вого пути заключили соглашение о создании совместного пред приятия «Морской арктический транспорт». Основным направле нием деятельности станет созда ние флота ледокольных танкеров арктического ледового класса для круглогодичной транспорти ровки сжиженного природного газа. Сделка позволит упростить привлечение китайских финан совых средств для строительства новых танкеров-газовозов и п р и ведёт к более тесному сотрудни честву с китайскими партнерами (оборудование, технологии). Но часть заказов может уйти на к и тайские верфи. В настоящее время безуслов ным лидером по производству данных судов является Южная Ко рея [6]. Доля китайских судостро ителей на рынке судов для пере возки СПГ составляет 7%. Однако, как отметило издание China Daily в декабре 2018 г., Китай переходит к масштабному инвестированию в стремительно растущий рынок танкеров для перевозки СП Г [7]. Об успехах китайской судостро ительной промышленности в этой новой высокотехнологичной от расли говорит тот факт, что в дека бре 2018 г. на китайской верфи был достроен первый в мире всесезон- ный арктический танкер для пере возки газового конденсата «Бориc Соколов», который будет работать в проекте «Ямал СПГ». Ещё одной перспективной сферой сотрудничества России и Китая в Арктике является разви тие Северного морского пути. В ноябре 2017 г. на 22-й встрече глав правительств председатель Китая Си Цзиньпин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев договори лись о совместном исследовании, создании необходимой инфра структуры и использовании СМП. Китайская сторона понимает, что разработка нефтегазовых ресур сов в Арктике должна сопрово ждаться развитием транспортной магистрали; к примеру, СПГ с Яма ла экспортируется на азиатские и европейские рынки по СМП. Во время Арктического фору ма, проходившего в Архангельске в марте 2017 г., государственная ки тайская компания Poly Technologies предложила планы инвестиций в строительство нового глубоково дного морского торгового порта в Архангельске и железнодорож ной магистрали «Белкомур» на сумму 5,5 млрд долл. В том же году эта компания выразила намере ние инвестировать 300 млн долл. в развитие мощностей порта М ур манск, который может стать базой для приёма и обслуживания китай ских судов. Однако пока нет фак тов, подтверждающих подписание соответствующих соглашений. Пекин не спешит принимать инвестиционные решения по стро ительству в АЗРФ инфраструкту ры. С точки зрения ряда китайских экспертов, совместное развитие СМП — российское предложение, на которое Китай отреагировал прежде всего по стратегическим и политическим соображениям, а не по экономическим [8]. Китайские эксперты отмечают, что портовые сооружения СМП устарели и не эффективны. По их мнению, Рос сия не имеет достаточных средств для того, чтобы поддерживать теку щий уровень обслуживания СМП, не говоря уже о том, чтобы оказы вать услуги надлежащего качества в случае превращения пути в меж дународный транзитный коридор. Для принятия китайскими компа- | Экономика, ресурсы, финансы | Рыжова А.В. | 5 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz