Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

арктический научный комитет (МАНК ), Международная аркти­ ческая ассоциация социальных наук (МААСН), Международный союз по приполярной медицине (МСПМ ), Международная рабо­ чая группа по делам коренных на­ родов (МРГДКО), Северный Ф о ­ рум, Международная организация по защите океанов, Университет Арктики (УАрктика), Всемирный фонд дикой природы. Оттавская декларация даёт Арктическому совету широкий мандат для решения вопросов, актуальных для арктического р е ­ гиона и населяющих его наро ­ дов. На протяжении первых 20 лет работа Арктического со ве ­ та была в основном сфокусиро ­ вана на вопросах, касающихся устойчивого развития и защиты окружающей среды Арктики. С момента своего учреждения С о ­ вет опубликовал много знаковых исследований по тематике, име­ ющей особое значение для э т о ­ го уникального региона, включая изменение климата, загрязните­ ли окружающей среды, судоход­ ство, туризм, обеспечение без­ опасности, включая поиск и спасание, разнообразие флоры и фауны, реагирование на загряз­ нение нефтью, здоровье насе­ ления, языки коренных народов и многое другое. Он также стал площадкой для переговоров по составлению двух юридически обязывающих соглашений, за­ ключённых между восемью ар­ ктическими государствами. П е р ­ вое, подписанное в 2011 году, касается поиска и спасания в Арктике. Второе, подписанное в 2013 году, касается готовности к реагированию на загрязнение моря нефтью. Деятельность Арктического Совета осуществляется в рамках Рабочих групп. В состав рабочих групп входят: • эксперты, представители отраслевых министерств; • представители государ­ ственных учреждений; • исследователи. Их работа охватывает широ ­ кий спектр вопросов: от измене­ ния климата до реагирования на чрезвычайные ситуации. В Арктическом совете (к июлю 2020 г.) организовано шесть Рабочих групп: 1. Рабочая группа по устране­ нию загрязнения Арктики (ACAP) выступает в роли механизма под­ держки, способствующего наци­ ональным действиям по сокра­ щению выбросов и других видов проникновения в окружающую среду загрязняющих веществ, присутствующих в Арктике. 2. Рабочая группа по реали­ зации Программы арктическо­ го мониторинга и оценки (AMAP ) осуществляет мониторинг аркти­ ческой среды ,экосистем и насе­ ления, а также предоставляет на­ учные рекомендации с целью поддержки правительств в борь­ бе с загрязнением и неблагопри­ ятными последствиями измене­ ния климата. 3. Рабочая группа по сохране­ нию арктической флоры и фауны (CAFF) занимается сохранением арктического биоразнообразия, обеспечивая устойчивость б и о ­ логических ресурсов Арктики. 4. Рабочая группа по пред­ упреждению, готовности и ли к ­ видации чрезвычайных ситуаций (EPPR) занимается защитой ар­ ктической среды от угрозы и воз­ действия аварийных выбросов загрязняющих веществ и радио­ нуклидов. 5. Рабочая группа по защи­ те арктической морской среды (PAME) является координацион ­ ным центром всей деятельности Арктического совета, связанной с защитой и рациональным исполь­ зованием арктической морской среды. 6. Рабочая группа по у стой ­ чивому развитию в Арктике (SDWG) занимается продвиже­ нием устойчивого развития в А р ­ ктике и улучшением условий жи з­ ни арктических общин в целом. Каждая Рабочая группа: • имеет собственный мандат, которым она руководствуется в своих действиях, • возглавлена Председате­ лем, • имеет Правление или О р г­ комитет, • имеет Секретариат. В Правление Рабочих групп обычно входят: • представители националь­ ных государственных учреждений государств-членов Арктическо ­ го совета, имеющих отношение к полномочиям рабочих групп; • представители Постоянных участников. Страны-Наблюдатели и о р ­ ганизации-Наблюдатели имеют возможность присутствовать на заседаниях Рабочих групп и уча­ ствовать в конкретных проектах. Кроме того, Рабочие группы регу­ лярно приглашают специальных гостей или экспертов на свои за­ седания. Рабочие группы несут о т ­ ветственность за реализа­ цию программ и проектов, ре ­ комендованных министрами государств-членов Арктического совета. Полномочия групп закре­ плены в министерских деклара­ циях, официальных документах, подписываемых на министерских сессиях. | Международное сотрудничество | Маслобоев В.А. | 4 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz