Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
ситуации и разрушение природ ных экосистем; — маргинализация корен ных сообществ в результате за крепления за Арктикой роли ре сурсного региона и установления соответствующих приоритетов развития. Следовательно, для регионов и местных сообществ Севера и А рктики существенно возраста ет значение тех управленческих решений, которые могут смягчить возможные последствия п р о мышленного освоения. Пример Мурманской области показыва ет, что подобные проблемы мож но разрешать на уровне региона. При этом крайне важна п о з и ция компаний, осуществляющих свою деятельность в регионах Севера, уровень их социальной ответственности. Современное российское законодательство, регулирующее процессы недро пользования, не содержит п о л о жений, определяющих о тнош е ния хозяйствующих субъектов и коренных народов. Кроме того, действующие на терри тории о б ласти предприятия не оказывают прямого влияния на образ ж и з ни и хозяйственный уклад саа ми, так как расположены далеко от терри торий , где осуществля ется традиционная хозяйствен ная деятельность (оленеводство, рыболовство). Это обеспечивает отсутствие в регионе открытых конфликтов между горным сек тором и коренными народами, а также формирование с терео типа относительно неактуаль ности рассматриваемого в о п р о са. Однако в действительности ситуация не столь однозначна и требует более глубокого осмыс ления. В отличие от зарубежных стран, вопрос о возмещении ущерба, причинённого корен ным народам в результате п р о мышленного освоения их те р риторий в прошлом, в России не обсуждается. Однако, он может быть использован как инстру мент воздействия и на отдель ные предприятия, и на социаль но-экономическую ситуацию в регионе в целом из-за рубе жа (например, международны ми финансовыми организация ми). В связи с этим, действующим в Мурманской области горным компаниям может быть рекомен довано формирование специаль ных программ взаимодействия с коренным населением в рамках собственной политики корпора тивной социальной ответствен ности по примеру нефтегазово го сектора (например, подобные программы имели в свое вре мя компании «Штокман Девело пмент» и «Сахалин Энерджи»). Альтернативой может быть под готовка общерегиональной це | Международное сотрудничество | Маслобоев В.А. | 4 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz