Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

ситуации и разрушение природ ­ ных экосистем; — маргинализация корен ­ ных сообществ в результате за­ крепления за Арктикой роли ре ­ сурсного региона и установления соответствующих приоритетов развития. Следовательно, для регионов и местных сообществ Севера и А рктики существенно возраста­ ет значение тех управленческих решений, которые могут смягчить возможные последствия п р о ­ мышленного освоения. Пример Мурманской области показыва­ ет, что подобные проблемы мож­ но разрешать на уровне региона. При этом крайне важна п о з и ­ ция компаний, осуществляющих свою деятельность в регионах Севера, уровень их социальной ответственности. Современное российское законодательство, регулирующее процессы недро ­ пользования, не содержит п о л о ­ жений, определяющих о тнош е ­ ния хозяйствующих субъектов и коренных народов. Кроме того, действующие на терри тории о б ­ ласти предприятия не оказывают прямого влияния на образ ж и з ­ ни и хозяйственный уклад саа­ ми, так как расположены далеко от терри торий , где осуществля­ ется традиционная хозяйствен ­ ная деятельность (оленеводство, рыболовство). Это обеспечивает отсутствие в регионе открытых конфликтов между горным сек­ тором и коренными народами, а также формирование с терео ­ типа относительно неактуаль­ ности рассматриваемого в о п р о ­ са. Однако в действительности ситуация не столь однозначна и требует более глубокого осмыс­ ления. В отличие от зарубежных стран, вопрос о возмещении ущерба, причинённого корен ­ ным народам в результате п р о ­ мышленного освоения их те р ­ риторий в прошлом, в России не обсуждается. Однако, он может быть использован как инстру­ мент воздействия и на отдель­ ные предприятия, и на социаль­ но-экономическую ситуацию в регионе в целом из-за рубе­ жа (например, международны­ ми финансовыми организация­ ми). В связи с этим, действующим в Мурманской области горным компаниям может быть рекомен­ довано формирование специаль­ ных программ взаимодействия с коренным населением в рамках собственной политики корпора­ тивной социальной ответствен­ ности по примеру нефтегазово­ го сектора (например, подобные программы имели в свое вре­ мя компании «Штокман Девело­ пмент» и «Сахалин Энерджи»). Альтернативой может быть под­ готовка общерегиональной це ­ | Международное сотрудничество | Маслобоев В.А. | 4 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz