Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

населения в северо-западных регионах России. С этой целью было решено одновременно с Советом БЕАР, предназначенно­ го для обсуждения д в у с торон ­ них и мно госторонних аспектов сотрудничества на уровне мини ­ стров иностранных дел, образо ­ вать Региональный совет БЕАР, в который вошли главы админи­ стративных образований р е ги о ­ на, а также представители кор е н ­ ных народов. Ведётся сотрудничество стран-членов Баренцева ре ги ­ она и ЕС и в рамках стратегии «Северного измерения», став­ шей, после её одобрения в д е ­ кабре 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, с о ­ ставной частью политики ЕС. Одной из целей стратегии «Се­ верного измерения» является финансирование ЕС тех проек ­ тов в России, которые представ­ ляют значимость для всего Евро­ пейского Союза. Сотрудничество в Баренцевом регионе строится на тесном взаимодействии цен ­ трального и регионального у р о в ­ ней. Председательство в СБЕАР длится в течение года и переда­ ётся по странам Баренцева ре ги ­ она (Финляндия, Норвегия, Ш в е ­ ция и Россия). Председательство в Региональном Совете БЕАР осуществляется в течение 2 лет и передаётся по очереди каждо­ му из участвующих в сотрудни­ честве регионов РФ, Финляндии, Норвегии и Швеции. Самое главное в международ­ ной кооперации в рамках СБЕАР: — найти и использовать нуж­ ные компетенции различных участников сотрудничества для общей пользы и увеличения д о ­ бавленной стоимости результа­ тов международного сотрудниче­ ства, — генерировать социальный и экополитический рост через движимую знаниями экономику и устойчивое природопользование в регионе. Более того, постоянно ставится сложная стратегическая сверхцель — сделать Баренц-ре- гион конкурентным на мировом рынке. Сегодня это возможно только на основе гармоничного развития региона, включающего хорошо выраженный баланс меж­ ду экологическим, экономиче­ ским и социальным направлени­ ями сотрудничества [5]. В мировой практике п р и ­ сутствие коренных народов на­ ряду с географическими и кл и ­ матическими характеристиками является одной из важнейших о собенно с тей те рри тории при о тнесении её к регионам Севе­ ра и Арктики . Наряду с о тл ич и ­ тельным культурным обликом , одной из главных особенно стей коренных народов Севера явля­ ется сохранение традиционных систем жи знеобеспечения , о с ­ нованных на специфической х о ­ зяйственной деятельности (оле­ неводстве, охоте, рыболовстве и собирательстве), что п р е д п о ­ лагает, в свою очередь, о б е с п е ­ чение доступа к необходимым природным ресурсам (пастби ­ щам, рыболовным и охотничьим угодьям). Интенсивное освоение Се­ вера и Арктики противоречит укладу жизни коренных мало­ численных народов, поскольку сопровождается, с одной с торо ­ ны, прямым отчуждением т ерри ­ торий, используемых коренными сообществами, а с другой — п р и ­ водит к серьёзному ухудшению состояния окружающей сре ­ ды, что существенно затрудня­ ет их жизнедеятельность. В этой связи актуализируется вопрос о формировании эффективных управленческих механизмов, на­ правленных на регулирование отношений ресурсодобывающих компаний и коренных народов. В России, в отличие от стран зарубежного Севера, данному во­ просу уделяется недостаточное внимание. Российское законода­ тельство в области недропользова­ ния не содержит соответствующих правовых норм. Поэтому хозяй­ ствующим субъектам и коренным сообществам в конфликтных си ­ туациях приходится находить ре­ шения, опираясь на общемировые принципы, принятые в отношении коренных народов, и опыт наибо­ лее успешных зарубежных и рос­ сийских ресурсодобывающих ком­ паний. Интенсивное освоение арктических территорий связано прежде всего с ресурсами моря, шельфовых зон и минерально-сы­ рьевой базой. При этом наиболее значимые проекты будут сопрово­ ждаться отчуждением земель под промышленную застройку и соот­ ветствующую инфраструктуру, уве­ личением экологической и соци­ альной нагрузки на территории и местные сообщества. В этой связи возникают се­ рьёзные опасения в отношении коренных малочисленных наро­ дов, перспективы которых в ус­ ловиях реализации ресурсных проектов в Арктике весьма неод­ нозначны. С одной стороны, о б ­ щий подъём экономики может привести к позитивным измене­ ниям для коренных сообществ (решению проблем безработицы и бедности, активизации культур­ ной жизни, поддержке традици­ онных форм хозяйствования и т. д.). С другой стороны, в условиях слаборазвитой законодательной базы, не обеспечивающей реали­ зацию прав коренных народов, те же проекты могут оказаться губи­ тельными для аборигенных со о б ­ ществ, их экономики и культуры. Главную угрозу на современном этапе освоения Арктики для ко ­ ренных народов Севера пред­ ставляют: — прямое отчуждение терри ­ торий под военные и промыш­ ленные объекты; — обострение экологической 4 6 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz