Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
населения в северо-западных регионах России. С этой целью было решено одновременно с Советом БЕАР, предназначенно го для обсуждения д в у с торон них и мно госторонних аспектов сотрудничества на уровне мини стров иностранных дел, образо вать Региональный совет БЕАР, в который вошли главы админи стративных образований р е ги о на, а также представители кор е н ных народов. Ведётся сотрудничество стран-членов Баренцева ре ги она и ЕС и в рамках стратегии «Северного измерения», став шей, после её одобрения в д е кабре 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, с о ставной частью политики ЕС. Одной из целей стратегии «Се верного измерения» является финансирование ЕС тех проек тов в России, которые представ ляют значимость для всего Евро пейского Союза. Сотрудничество в Баренцевом регионе строится на тесном взаимодействии цен трального и регионального у р о в ней. Председательство в СБЕАР длится в течение года и переда ётся по странам Баренцева ре ги она (Финляндия, Норвегия, Ш в е ция и Россия). Председательство в Региональном Совете БЕАР осуществляется в течение 2 лет и передаётся по очереди каждо му из участвующих в сотрудни честве регионов РФ, Финляндии, Норвегии и Швеции. Самое главное в международ ной кооперации в рамках СБЕАР: — найти и использовать нуж ные компетенции различных участников сотрудничества для общей пользы и увеличения д о бавленной стоимости результа тов международного сотрудниче ства, — генерировать социальный и экополитический рост через движимую знаниями экономику и устойчивое природопользование в регионе. Более того, постоянно ставится сложная стратегическая сверхцель — сделать Баренц-ре- гион конкурентным на мировом рынке. Сегодня это возможно только на основе гармоничного развития региона, включающего хорошо выраженный баланс меж ду экологическим, экономиче ским и социальным направлени ями сотрудничества [5]. В мировой практике п р и сутствие коренных народов на ряду с географическими и кл и матическими характеристиками является одной из важнейших о собенно с тей те рри тории при о тнесении её к регионам Севе ра и Арктики . Наряду с о тл ич и тельным культурным обликом , одной из главных особенно стей коренных народов Севера явля ется сохранение традиционных систем жи знеобеспечения , о с нованных на специфической х о зяйственной деятельности (оле неводстве, охоте, рыболовстве и собирательстве), что п р е д п о лагает, в свою очередь, о б е с п е чение доступа к необходимым природным ресурсам (пастби щам, рыболовным и охотничьим угодьям). Интенсивное освоение Се вера и Арктики противоречит укладу жизни коренных мало численных народов, поскольку сопровождается, с одной с торо ны, прямым отчуждением т ерри торий, используемых коренными сообществами, а с другой — п р и водит к серьёзному ухудшению состояния окружающей сре ды, что существенно затрудня ет их жизнедеятельность. В этой связи актуализируется вопрос о формировании эффективных управленческих механизмов, на правленных на регулирование отношений ресурсодобывающих компаний и коренных народов. В России, в отличие от стран зарубежного Севера, данному во просу уделяется недостаточное внимание. Российское законода тельство в области недропользова ния не содержит соответствующих правовых норм. Поэтому хозяй ствующим субъектам и коренным сообществам в конфликтных си туациях приходится находить ре шения, опираясь на общемировые принципы, принятые в отношении коренных народов, и опыт наибо лее успешных зарубежных и рос сийских ресурсодобывающих ком паний. Интенсивное освоение арктических территорий связано прежде всего с ресурсами моря, шельфовых зон и минерально-сы рьевой базой. При этом наиболее значимые проекты будут сопрово ждаться отчуждением земель под промышленную застройку и соот ветствующую инфраструктуру, уве личением экологической и соци альной нагрузки на территории и местные сообщества. В этой связи возникают се рьёзные опасения в отношении коренных малочисленных наро дов, перспективы которых в ус ловиях реализации ресурсных проектов в Арктике весьма неод нозначны. С одной стороны, о б щий подъём экономики может привести к позитивным измене ниям для коренных сообществ (решению проблем безработицы и бедности, активизации культур ной жизни, поддержке традици онных форм хозяйствования и т. д.). С другой стороны, в условиях слаборазвитой законодательной базы, не обеспечивающей реали зацию прав коренных народов, те же проекты могут оказаться губи тельными для аборигенных со о б ществ, их экономики и культуры. Главную угрозу на современном этапе освоения Арктики для ко ренных народов Севера пред ставляют: — прямое отчуждение терри торий под военные и промыш ленные объекты; — обострение экологической 4 6 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz