Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

лет опыт регионального (меж­ дународного) сотрудничества в Арктике, начавшийся с Арк тиче ­ ских конвоев в рамках антигитле­ ровской коалиции и продолжив- шийся для решения глобальных проблем в Арктике в послед­ ние 25 лет в рамках региональ­ ных объединений типа Совета Баренцева Евро-Арктического региона и Арктического Совета. Антигитлеровская коалиция, ар­ ктические конвои, доставка гру­ зов по ленд-лизу, — всё это обе ­ щало продолжения и укрепления международного сотрудничества в Арктике. Увы, годы военного с о ­ трудничества в Арктике смени­ лись десятилетиями «холодной». Войны. 1 октября 1987 года в М у р ­ манске Президент СССР М и ­ хаил Горбачёв произнёс речь, которая была первым и очень важным шагом к созданию с и ­ стемы современного сотрудни­ чества в Арктике. Речь включала такие основополагающие при н ­ ципы сотрудничества в Арктике, как призывы к созданию безъя­ дерной зоны в северной Европе, к сокращению военной активно­ сти, к созданию режима доверия в северных морях, к гражданско­ му сотрудничеству по разработке природных ресурсов, к координа­ ции научных исследований, коо ­ перации в защите окружающей среды и к открытию Северного морского пути для иностранных судов. Многие из принципов речи М. С. Горбачёва получили своё развитие. Так, Норвегия строго придерживается положения о не размещении на своей терри то ­ рии ядерного оружия несмотря на своё членство в НАТО, в 1993 году выступила инициатором с о ­ трудничества в Баренц-регионе и много лет финансирует Баренцев процесс. В настоящее время в А р к т и ­ ческом регионе созданы и функ­ ционируют многочисленные межправительственные между­ народные организации: Совет Баренцева Евро-Арктическо- го региона (СБЕР), Конференция парламентариев Арктического региона, Совет Северных стран, «Северное Измерение» ЕС, Со­ вет Министров Северных стран (СМСС), Северный форум, А р к т и ­ ческий совет (АС). Здесь действу­ ет ряд международных финансо­ вых учреждений: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР); Европейский инвестици­ онный банк (ЕИБ); Инвестицион ­ ный банк стран Северной Европы (ИБСЕ); Экологическая финан­ совая корпорация стран Север­ ной Европы (ЭФКСЕ); Проектный фонд стран Северной Европы (ПФСЕ). Активно проявляют себя в последнее время в Арктике ЕС и НАТО. Несмотря на жёсткие подхо­ ды к территориальным пробле­ мам в Арктике (достаточно у п о ­ мянуть проблемы разграничения Арктического шельфа), возмож­ ны и компромиссы в решении во ­ просов, которые могут повлиять на общий политический климат в регионе. Например, 27 апреля 2010 года Норвегия и Россия под­ писали исторический договор, который лёг в основу разграни­ чения спорной арктической аква­ тории площадью 175 000 квадрат­ ных километров. После 40 лет переговоров две страны пришли к уникальному компромиссу, п о ­ зволяющему разделить спорную зону на две равные части. Целый ряд факторов насто­ ятельно требует формирования особой стратегии развития А р ­ ктики — российской и междуна­ родной, — основанной на сотруд­ ничестве, а не на конфронтации, на взаимопонимании и взаимо­ действии в Арктике на равно­ правных началах. В первую оче ­ редь, следует учитывать, что экологические системы Крайне­ го Севера неустойчивы из-за низ­ кой продуктивности, обладают низким потенциалом самовосста­ новления, легко повреждаются и крайне медленно восстанавлива­ ются после внешних воздействий техногенного характера. В то же время нарастающая хозяйствен­ ная деятельность государств и транснациональных компаний остро ставит вопрос об ответ­ ственной политике в Арктике. Двустороннее и многосто­ роннее сотрудничество в самых разных аспектах необходимо для создания уникальных техноло­ гий в интересах экономическо­ го освоения Арктики, для реше­ ния социально-экономических проблем коренного и пришлого населения Арктики, для э к о н о ­ мического строительства в с ур о ­ вых условиях. Эти условия соз­ даются низкими температурами, сложной ледовой обстановкой на шельфе и в морях, огромными незаселёнными пространства­ ми, неразвитой инфраструктурой транспорта и связи, снабжения и повседневного жизнеобеспече­ ния людей. Прогнозируемое п о ­ тепление климата имеет неодно ­ значные (как положительные, так и отрицательные) последствия для социально-экономическо­ го развития отдельных секторов и Арктики в целом [3]. Укрепле­ ние неустоявшегося международ­ но-правового режима Арктики также требует совместных у с и ­ лий [2]. Баренцев / Евро-Арктиче- ский регион (Баренцев регион, БЕАР) основан 11 января 1993 г., что закреплено в «Киркенесской декларации», подписанной ми­ нистрами иностранных дел Рос­ сийской Федерации, Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, И с ­ ландии, а также представителем ЕС. Преимуществом Баренце­ ва региона является географиче­ ское положение, способствую ­ щее естественным связям между северными территориями Евро­ пы и России. Регион включает в себя области Норрботтен и Ве- стерботтен — в Швеции, Лаплан­ 4 4 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz