Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
лет опыт регионального (меж дународного) сотрудничества в Арктике, начавшийся с Арк тиче ских конвоев в рамках антигитле ровской коалиции и продолжив- шийся для решения глобальных проблем в Арктике в послед ние 25 лет в рамках региональ ных объединений типа Совета Баренцева Евро-Арктического региона и Арктического Совета. Антигитлеровская коалиция, ар ктические конвои, доставка гру зов по ленд-лизу, — всё это обе щало продолжения и укрепления международного сотрудничества в Арктике. Увы, годы военного с о трудничества в Арктике смени лись десятилетиями «холодной». Войны. 1 октября 1987 года в М у р манске Президент СССР М и хаил Горбачёв произнёс речь, которая была первым и очень важным шагом к созданию с и стемы современного сотрудни чества в Арктике. Речь включала такие основополагающие при н ципы сотрудничества в Арктике, как призывы к созданию безъя дерной зоны в северной Европе, к сокращению военной активно сти, к созданию режима доверия в северных морях, к гражданско му сотрудничеству по разработке природных ресурсов, к координа ции научных исследований, коо перации в защите окружающей среды и к открытию Северного морского пути для иностранных судов. Многие из принципов речи М. С. Горбачёва получили своё развитие. Так, Норвегия строго придерживается положения о не размещении на своей терри то рии ядерного оружия несмотря на своё членство в НАТО, в 1993 году выступила инициатором с о трудничества в Баренц-регионе и много лет финансирует Баренцев процесс. В настоящее время в А р к т и ческом регионе созданы и функ ционируют многочисленные межправительственные между народные организации: Совет Баренцева Евро-Арктическо- го региона (СБЕР), Конференция парламентариев Арктического региона, Совет Северных стран, «Северное Измерение» ЕС, Со вет Министров Северных стран (СМСС), Северный форум, А р к т и ческий совет (АС). Здесь действу ет ряд международных финансо вых учреждений: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР); Европейский инвестици онный банк (ЕИБ); Инвестицион ный банк стран Северной Европы (ИБСЕ); Экологическая финан совая корпорация стран Север ной Европы (ЭФКСЕ); Проектный фонд стран Северной Европы (ПФСЕ). Активно проявляют себя в последнее время в Арктике ЕС и НАТО. Несмотря на жёсткие подхо ды к территориальным пробле мам в Арктике (достаточно у п о мянуть проблемы разграничения Арктического шельфа), возмож ны и компромиссы в решении во просов, которые могут повлиять на общий политический климат в регионе. Например, 27 апреля 2010 года Норвегия и Россия под писали исторический договор, который лёг в основу разграни чения спорной арктической аква тории площадью 175 000 квадрат ных километров. После 40 лет переговоров две страны пришли к уникальному компромиссу, п о зволяющему разделить спорную зону на две равные части. Целый ряд факторов насто ятельно требует формирования особой стратегии развития А р ктики — российской и междуна родной, — основанной на сотруд ничестве, а не на конфронтации, на взаимопонимании и взаимо действии в Арктике на равно правных началах. В первую оче редь, следует учитывать, что экологические системы Крайне го Севера неустойчивы из-за низ кой продуктивности, обладают низким потенциалом самовосста новления, легко повреждаются и крайне медленно восстанавлива ются после внешних воздействий техногенного характера. В то же время нарастающая хозяйствен ная деятельность государств и транснациональных компаний остро ставит вопрос об ответ ственной политике в Арктике. Двустороннее и многосто роннее сотрудничество в самых разных аспектах необходимо для создания уникальных техноло гий в интересах экономическо го освоения Арктики, для реше ния социально-экономических проблем коренного и пришлого населения Арктики, для э к о н о мического строительства в с ур о вых условиях. Эти условия соз даются низкими температурами, сложной ледовой обстановкой на шельфе и в морях, огромными незаселёнными пространства ми, неразвитой инфраструктурой транспорта и связи, снабжения и повседневного жизнеобеспече ния людей. Прогнозируемое п о тепление климата имеет неодно значные (как положительные, так и отрицательные) последствия для социально-экономическо го развития отдельных секторов и Арктики в целом [3]. Укрепле ние неустоявшегося международ но-правового режима Арктики также требует совместных у с и лий [2]. Баренцев / Евро-Арктиче- ский регион (Баренцев регион, БЕАР) основан 11 января 1993 г., что закреплено в «Киркенесской декларации», подписанной ми нистрами иностранных дел Рос сийской Федерации, Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, И с ландии, а также представителем ЕС. Преимуществом Баренце ва региона является географиче ское положение, способствую щее естественным связям между северными территориями Евро пы и России. Регион включает в себя области Норрботтен и Ве- стерботтен — в Швеции, Лаплан 4 4 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz