Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

жённости в Арктике почти три деся­ тилетия оставался необычно низким. Бывшие потенциальные противники резко снизили объёмы своего воен­ ного присутствия в Заполярье, сосре­ доточившись на более южных реги­ онах (пространство бывшего СССР, Балканы, Афганистан, Сирия и др.). В Арктике наблюдался невиданный рост прикладного трансграничного сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды, научных исследо­ ваний, интересов коренных народов, развития коммуникаций и др. Регион покрылся сетью деятельных междуна­ родных организаций, среди которых особое место занимает Арктический совет (АС). Эти позитивные процес­ сы до последнего времени оставались практически незатронутыми ростом напряжённости в других частях Зем­ ли, что породило популярную кон­ цепцию «арктической исключитель­ ности» [5]. К примеру, даже в условиях резкого осложнения отношений Рос­ сии с Западом с 2014 г. все арктиче­ ские государства: — продолжали успешно взаимо­ действовать в рамках АС и по линии береговых служб, — заключили соглашения о науч­ ном сотрудничестве в Арктике, — заключили соглашения о пре­ дотвращении нерегулируемого про­ мысла в центральной части Северно­ го Ледовитого океана. Однако, начиная с 2018 г., в вы­ ступлениях отдельных американских адмиралов стали проскальзывать по­ пытки проецировать на Арктику кон­ фронтационную логику, а с Мини­ стерской встречи АС в Рованиеми в мае 2019 г. это стало официальной политикой США. Накануне заседа­ ния Госсекретарь М. Помпео высту­ пил с получившей широкую извест­ ность речью, где обвинил Россию в «агрессивном поведении» и выразил подозрения в наличии скрытых воен­ ных задач у китайского присутствия в Арктике [6]. Сама встреча впервые завершилась без принятия итогового совместного заявления из-за несо­ гласия американской делегации с его климатическими целями. Вскоре после этого, в июне 2019 г., Минобороны США утверди­ ло свою новую Арктическую страте­ гию, заявленной целью которой ста­ ло «ограничение возможностей для Китая и России использовать реги­ он в качестве коридора для сопер­ ничества, добиваясь своих целей враждебными или насильственными действиями» [7]. Строго говоря, о масштабной ре­ милитаризации Арктики говорить не приходится. Немногочисленные, но широко пропагандируемые меро­ приятия в регионе (включая, напри­ мер, ^ л и давно назревшее решение Президента США Д. Трампа о стро­ ительстве четырёх дизельных ледо­ колов) вполне вписываются в общий контекст военного строительства сторон и не воссоздают, даже при­ близительно, уровня противостоя­ ния начала 1980-х гг. В то же время, негативный общеполитический фон, взгляд Администрации США на Ар ­ ктику как на ещё одну сферу проти­ востояния с Россией и глобального сдерживания КНР, сопровождаемый жёстким давлением на союзников, безусловно, осложняют достижение конструктивных результатов. При этом вполне очевидно, что в случае победы демократов на президент­ ских выборах в США эта линия бу­ дет только усилена по идеологиче­ ским соображениям. Влияние пандемии COVID-19 на глобаль­ ную экономику и политику Несмотря на отдельные вспыш­ ки заболевания (например, в грен­ ландской столице Нууке или на нефтегазовых промыслах россий­ ского Севера), глобальная панде­ мия COVID-19 не нанесла, к счастью, крупного ущерба непосредствен­ но Заполярью. Однако его, конечно, не обошли стороной общемировые тенденции. Хотя всё человечество борет­ ся с общим врагом — коронавиру- сом — методы и тактика этой борь­ бы серьёзно различаются от страны к стране, оставаясь неунифициро­ ванными даже в рамках Евросоюза. Фактически имеет место возраста­ ние роли национальных государств, которое, наряду с резким сокра­ щением мирового товарооборота, массовыми ограничениями между­ народной мобильности граждан и серьёзным уроном репутации ВОЗ, стало тяжёлым ударом по глобали­ зации в её традиционном варианте. В ближайшие годы следует, ви­ димо, ожидать фрагментации ми­ рового хозяйственного простран­ ства и интенсификации глобальной конкуренции, где важную роль бу­ дет играть эффективность различ­ ных национальных моделей борь­ бы с пандемией и последующего экономического восстановления. В политической сфере это будет выражаться в обострении межгосу­ дарственных противоречий, причём главным источником напряжённо­ сти, видимо, станут США как госу­ дарство, наиболее пострадавшее от COVID-19, наиболее зависящее от успеха либеральной глобализации и, как показали беспорядки 2020 г. , глубоко нестабильное внутренне. Президентская избирательная кам­ пания будет лишь дополнительно побуждать всех кандидатов демон­ стрировать решимость в защите на­ циональных интересов. Основное внимание США будут привлекать КНР, как их глобальный конкурент, и Россия как возрождаю­ щаяся влиятельная военная держава. Применительно к Арктике это будет означать дальнейшее усиление кур­ са на пресечение попыток Китая за­ крепиться в регионе и продолжение попыток изоляции России, сопрово­ ждаемые нажимом на североевро­ пейских союзников. Весьма вероят­ на новая эскалация санкций против обоих государств (напомним, что эм­ барго на поставки в Россию обору­ дования для поиска и добычи нефти и газа на арктическом шельфе дей­ ствует уже с 2014 г.). В условиях пан­ демии наша страна, как с горечью от­ мечал Министр иностранных дел С. В. Лавров в статье для китайской Global Times, убедилась, что и перед лицом общего вызова ряд стран действу­ ют по «закону джунглей», вплоть до «унизительных запретов обращать­ ся к России за медико-гуманитарным содействием» [8]. | Международное сотрудничество | Криворотов А.К. | 3 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz