Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
жённости в Арктике почти три деся тилетия оставался необычно низким. Бывшие потенциальные противники резко снизили объёмы своего воен ного присутствия в Заполярье, сосре доточившись на более южных реги онах (пространство бывшего СССР, Балканы, Афганистан, Сирия и др.). В Арктике наблюдался невиданный рост прикладного трансграничного сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды, научных исследо ваний, интересов коренных народов, развития коммуникаций и др. Регион покрылся сетью деятельных междуна родных организаций, среди которых особое место занимает Арктический совет (АС). Эти позитивные процес сы до последнего времени оставались практически незатронутыми ростом напряжённости в других частях Зем ли, что породило популярную кон цепцию «арктической исключитель ности» [5]. К примеру, даже в условиях резкого осложнения отношений Рос сии с Западом с 2014 г. все арктиче ские государства: — продолжали успешно взаимо действовать в рамках АС и по линии береговых служб, — заключили соглашения о науч ном сотрудничестве в Арктике, — заключили соглашения о пре дотвращении нерегулируемого про мысла в центральной части Северно го Ледовитого океана. Однако, начиная с 2018 г., в вы ступлениях отдельных американских адмиралов стали проскальзывать по пытки проецировать на Арктику кон фронтационную логику, а с Мини стерской встречи АС в Рованиеми в мае 2019 г. это стало официальной политикой США. Накануне заседа ния Госсекретарь М. Помпео высту пил с получившей широкую извест ность речью, где обвинил Россию в «агрессивном поведении» и выразил подозрения в наличии скрытых воен ных задач у китайского присутствия в Арктике [6]. Сама встреча впервые завершилась без принятия итогового совместного заявления из-за несо гласия американской делегации с его климатическими целями. Вскоре после этого, в июне 2019 г., Минобороны США утверди ло свою новую Арктическую страте гию, заявленной целью которой ста ло «ограничение возможностей для Китая и России использовать реги он в качестве коридора для сопер ничества, добиваясь своих целей враждебными или насильственными действиями» [7]. Строго говоря, о масштабной ре милитаризации Арктики говорить не приходится. Немногочисленные, но широко пропагандируемые меро приятия в регионе (включая, напри мер, ^ л и давно назревшее решение Президента США Д. Трампа о стро ительстве четырёх дизельных ледо колов) вполне вписываются в общий контекст военного строительства сторон и не воссоздают, даже при близительно, уровня противостоя ния начала 1980-х гг. В то же время, негативный общеполитический фон, взгляд Администрации США на Ар ктику как на ещё одну сферу проти востояния с Россией и глобального сдерживания КНР, сопровождаемый жёстким давлением на союзников, безусловно, осложняют достижение конструктивных результатов. При этом вполне очевидно, что в случае победы демократов на президент ских выборах в США эта линия бу дет только усилена по идеологиче ским соображениям. Влияние пандемии COVID-19 на глобаль ную экономику и политику Несмотря на отдельные вспыш ки заболевания (например, в грен ландской столице Нууке или на нефтегазовых промыслах россий ского Севера), глобальная панде мия COVID-19 не нанесла, к счастью, крупного ущерба непосредствен но Заполярью. Однако его, конечно, не обошли стороной общемировые тенденции. Хотя всё человечество борет ся с общим врагом — коронавиру- сом — методы и тактика этой борь бы серьёзно различаются от страны к стране, оставаясь неунифициро ванными даже в рамках Евросоюза. Фактически имеет место возраста ние роли национальных государств, которое, наряду с резким сокра щением мирового товарооборота, массовыми ограничениями между народной мобильности граждан и серьёзным уроном репутации ВОЗ, стало тяжёлым ударом по глобали зации в её традиционном варианте. В ближайшие годы следует, ви димо, ожидать фрагментации ми рового хозяйственного простран ства и интенсификации глобальной конкуренции, где важную роль бу дет играть эффективность различ ных национальных моделей борь бы с пандемией и последующего экономического восстановления. В политической сфере это будет выражаться в обострении межгосу дарственных противоречий, причём главным источником напряжённо сти, видимо, станут США как госу дарство, наиболее пострадавшее от COVID-19, наиболее зависящее от успеха либеральной глобализации и, как показали беспорядки 2020 г. , глубоко нестабильное внутренне. Президентская избирательная кам пания будет лишь дополнительно побуждать всех кандидатов демон стрировать решимость в защите на циональных интересов. Основное внимание США будут привлекать КНР, как их глобальный конкурент, и Россия как возрождаю щаяся влиятельная военная держава. Применительно к Арктике это будет означать дальнейшее усиление кур са на пресечение попыток Китая за крепиться в регионе и продолжение попыток изоляции России, сопрово ждаемые нажимом на североевро пейских союзников. Весьма вероят на новая эскалация санкций против обоих государств (напомним, что эм барго на поставки в Россию обору дования для поиска и добычи нефти и газа на арктическом шельфе дей ствует уже с 2014 г.). В условиях пан демии наша страна, как с горечью от мечал Министр иностранных дел С. В. Лавров в статье для китайской Global Times, убедилась, что и перед лицом общего вызова ряд стран действу ют по «закону джунглей», вплоть до «унизительных запретов обращать ся к России за медико-гуманитарным содействием» [8]. | Международное сотрудничество | Криворотов А.К. | 3 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz