Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

эксплуатации базового ресурса (месторождения). Их структурное обустройство и необходимый уровень условий обеспечения жизнедеятельности не входит в сферу ответственности муници­ пальных образований. В этой связи меняется це- леполагание развития арктиче­ ской инфраструктуры и её о с н о ­ вы — Северного морского пути. Системообразующие проек­ ты ресурсного освоения и п р о ­ изводства в Арктике, как новые, так и действующие, тем или иным способом замкнуты на СМП , и его развитие должно отвечать реаль­ ным потребностям в грузопере­ возках и условиям обеспечения безопасности судоходства, п р и ­ ёма и выгрузки грузов. При этом его значение для обеспечения собственных нужд развития ста­ новится доминирующим, по о т­ ношению к «Северному морско­ му транспортному коридору». Практическая работа по обе ­ спечению условий развития А р ­ ктической зоны Российской Ф е ­ дерации (АЗРФ) должна быть сфокусирована на следующих во ­ просах: 1. Программа развития и н ­ фраструктуры СМП с учётом из­ ложенных базовых положений предлагаемой Концепции раз­ вития АЗРФ и функциональной дифференциации опорных насе­ лённых пунктов. 2. Определение перечня Опорных населённых пунктов (в привязке к СМП и логистиче­ ским узлам обеспечения ключе­ вых проектов развития). 3. Разработка программы развития Опорных населённых пунктов. 4. Расширение использования форматов ГЧП / Концессии — в ча­ сти расширенной концессии на право освоения месторождений в рамках ключевых инвестицион­ ных проектов со строительством кэптивных (концессионных)насе- лённых пунктов. 5. Разработка пакета актов государственного регулирования развития кэптивных (концесси­ онных) населённых пунктов (за­ конодательство, в том числе кон ­ цессионное). 6. Совершенствование норм регулирования поддержки клю ­ чевых инвестиционных проек­ тов (внесение изменений в Нало­ говый кодекс и иные акты, в том числе отраслевые). 7. Нормативно-правовое ре­ гулирование поддержки предпри­ нимательства (внесение измене­ ний в Налоговый кодекс и иные акты специальных мер поддержки предпринимательства в Арктике). 8. Разработка комплекса мер по поддержке проектов сохране­ ния видов традиционной хозяй­ ственной деятельности малых и коренных народов, а также реали­ зации проектных инициатив в тра­ диционном природопользовании. 9. Законодательное регули­ рование пакета социальных гаран­ тий на базе опорных населённых пунктов (обеспечение услугами, в том числе на основе планового государственного кадрового обе­ спечения, трудовые и пенсионные гарантии, обеспечение продукци­ ей первой необходимости). Первоочередные задачи и целевые ориентиры В изменяющихся экономиче­ ских условиях устойчивое и д и ­ намичное развитие Арктической зоны Российской Федерации возможно и достижимо при толь­ ко при многовекторной направ­ ленности действий. При этом проектный подход в решении конкретных задач и формирование Системы проект­ ного управления в Арктике о б е ­ спечат необходимые условия для экономического роста, социаль­ ной стабильности, достойно го уровня жизни и её качественно­ го улучшения. Развитие инфраструктурного каркаса Арктической зоны Рос­ сийской Федерации будет с п о ­ собствовать совершенствова­ нию системы расселения. Планирование и комплекс­ ное терри ториальное развитие немыслимо без предпринима­ тельских инициатив в о б у с тр о й ­ стве терри торий , городской с р е ­ ды, локальных точек генерации тепла и энергии, систем ж и зн е о ­ беспечения и др. Базовая задача при созда­ нии привлекательного и ж и з ­ неспособно го «образа будуще­ го Арктики» — принятие новой Концепции и формирование целостной политики её раз­ вития на основе пере с трой ­ ки общеэкономической модели развития страны на националь­ ном и экспортно ориентирова- ном направлениях и обеспече ­ нии технологического прорыва в машиностроении, освоении п р и ­ родных ресурсов и производ ­ стве продукции их высокого п е ­ редела. 3 4 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz