Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
эксплуатации базового ресурса (месторождения). Их структурное обустройство и необходимый уровень условий обеспечения жизнедеятельности не входит в сферу ответственности муници пальных образований. В этой связи меняется це- леполагание развития арктиче ской инфраструктуры и её о с н о вы — Северного морского пути. Системообразующие проек ты ресурсного освоения и п р о изводства в Арктике, как новые, так и действующие, тем или иным способом замкнуты на СМП , и его развитие должно отвечать реаль ным потребностям в грузопере возках и условиям обеспечения безопасности судоходства, п р и ёма и выгрузки грузов. При этом его значение для обеспечения собственных нужд развития ста новится доминирующим, по о т ношению к «Северному морско му транспортному коридору». Практическая работа по обе спечению условий развития А р ктической зоны Российской Ф е дерации (АЗРФ) должна быть сфокусирована на следующих во просах: 1. Программа развития и н фраструктуры СМП с учётом из ложенных базовых положений предлагаемой Концепции раз вития АЗРФ и функциональной дифференциации опорных насе лённых пунктов. 2. Определение перечня Опорных населённых пунктов (в привязке к СМП и логистиче ским узлам обеспечения ключе вых проектов развития). 3. Разработка программы развития Опорных населённых пунктов. 4. Расширение использования форматов ГЧП / Концессии — в ча сти расширенной концессии на право освоения месторождений в рамках ключевых инвестицион ных проектов со строительством кэптивных (концессионных)насе- лённых пунктов. 5. Разработка пакета актов государственного регулирования развития кэптивных (концесси онных) населённых пунктов (за конодательство, в том числе кон цессионное). 6. Совершенствование норм регулирования поддержки клю чевых инвестиционных проек тов (внесение изменений в Нало говый кодекс и иные акты, в том числе отраслевые). 7. Нормативно-правовое ре гулирование поддержки предпри нимательства (внесение измене ний в Налоговый кодекс и иные акты специальных мер поддержки предпринимательства в Арктике). 8. Разработка комплекса мер по поддержке проектов сохране ния видов традиционной хозяй ственной деятельности малых и коренных народов, а также реали зации проектных инициатив в тра диционном природопользовании. 9. Законодательное регули рование пакета социальных гаран тий на базе опорных населённых пунктов (обеспечение услугами, в том числе на основе планового государственного кадрового обе спечения, трудовые и пенсионные гарантии, обеспечение продукци ей первой необходимости). Первоочередные задачи и целевые ориентиры В изменяющихся экономиче ских условиях устойчивое и д и намичное развитие Арктической зоны Российской Федерации возможно и достижимо при толь ко при многовекторной направ ленности действий. При этом проектный подход в решении конкретных задач и формирование Системы проект ного управления в Арктике о б е спечат необходимые условия для экономического роста, социаль ной стабильности, достойно го уровня жизни и её качественно го улучшения. Развитие инфраструктурного каркаса Арктической зоны Рос сийской Федерации будет с п о собствовать совершенствова нию системы расселения. Планирование и комплекс ное терри ториальное развитие немыслимо без предпринима тельских инициатив в о б у с тр о й стве терри торий , городской с р е ды, локальных точек генерации тепла и энергии, систем ж и зн е о беспечения и др. Базовая задача при созда нии привлекательного и ж и з неспособно го «образа будуще го Арктики» — принятие новой Концепции и формирование целостной политики её раз вития на основе пере с трой ки общеэкономической модели развития страны на националь ном и экспортно ориентирова- ном направлениях и обеспече нии технологического прорыва в машиностроении, освоении п р и родных ресурсов и производ стве продукции их высокого п е редела. 3 4 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz