Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
включая специальные меры для Арктической зоны. Качество и эффективность мер государственной поддержки предпринимательских инициатив напрямую зависит от эффектив ности связки уполномоченно го федерального органа (М и н и стерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики) и специальных органов государственного управления в арктических субъектах Россий ской Федерации (министерств по развитию Арктики). Концепция развития Арктики в новых эко номических условиях: комплекс мер, приори теты и «образ будуще го» Простых решений задачи устойчивого развития Арктики не существует. Эффективен будет только комплекс мер, структури рованных по приоритетным на правлениям действий в развитии экономики и инфраструктуры, и взаимоувязанных с системой рас селения. В изменяющихся экономиче ских условиях «образ будущего Арктики» и стратегия его дости жения весьма далеки от всех тех представлений и предложений арктических регионов, на основе которых формировался в течении года проект Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации. Сама постановка за дачи доведения уровня и качества жизни в Арктике до среднерос сийского уровня с использовани ем модели предоставления госу дарственных, социальных услуг и медицинской помощи, работаю щей в основной «полосе расселе ния» страны изначально обречена на провал. Её адаптация к региону с крайне низкой плотностью на селения, дисперсным типом рас селения, огромными расстояния ми между населёнными пунктами с малым числом жителей, концен трацией государственных услуг и социальных благ только в о тно сительно крупных поселениях го родского типа — практически не возможна. В реальных условиях Арктики задача повышения уровня и каче ства жизни в регионе должна и с ходить из возможностей доступа к государственным, социальным услугам и к медицинской пом о щи. То есть дело не количестве ФАПов, хотя это тоже критически важно, а в транспортной д о с т уп ности и линиях информацион ной связи с опорными центрами, в которых и может быть обеспе чен уровень услуг, общественных и социальных благ, медицинской и правовой помощи, а также ком фортности городской среды даже выше среднероссийского. В отношении смыслового с о держания документов стратеги - ческого планирования развития Арктики необходимо сделать шаг от сбора предложений регионов в решении накопившихся п р о блем к Национальной программе комплексного территориального планирования развития Арктики. Разработка такой программы не менее актуальна, чем разработ ка Национальной программы раз вития Дальнего Востока. Эта п р о грамма должна заложить новую географическую модель развития Арктики на основе новой её э к о номики. Одной из системных и струк турных задач государственной а д м и н и с т р а т и в н о - т е р р и т о р и альной политики в Арктической зоне является формирование устойчивой системы расселения. Исходя из сложившейся в А р ктике структуры хозяйственной деятельности и сосредоточения базовых элементов инфраструк туры, жизнеспособная структу ра населённых пунктов может вы глядеть следующим образом: а) Базовые поселения го родского типа — опорные насе лённые пункты (муниципальные образования) с развитой э к о н о микой и инфраструктурой, вклю чая транспортно-логистические связи, выступающие как центры развития Арктической зоны; б) Сельские промысловые поселения — населённые п ун кты, исторически и функциональ но ориентированные на добычу и первичную обработку биоло ги ческих ресурсов и нуждающиеся в инфраструктуре обеспечения гарантированного минимума го сударственных, социальных, о б разовательных услуг и медицин ской помощи. в) Кэптивные (концессион ные) населённые пункты — (про мысловые посёлки) для проек тов, осуществляемых крупными экономическими субъектами. Это временные поселения, рассчи танные на срок экономической | Государственная политика в Арктике | Солдаткин Е.И., Жуков М.А. | 3 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz