Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
Специфика различных те р риторий Арктики определя ет конкретные условия реализа ции проекта, от которых зависит состав воздействующих на п р о ект факторов внеэкономическо го удорожания и, соответствен но, состав мер, необходимых для их нивелирования и обеспечения рентабельности. При этом компенсацион ные меры в виде льгот и префе ренций, либо целевых субсидий не являются исчерпывающими. На качественном уровне более значимый результат может быть обеспечен на инновационном направлении. В этом качестве А р ктика будущего — это полигон для испытаний новой техники, техно логий, их прикладного примене ния в системообразующих ком паниях и секторах экономики. Важнейшее направление п о вышения конкурентоспособности и снижения издержек — оптими зация инструментов управления. Это максимальное использование уже имеющихся отлаженных ме ханизмов, компактность органов управления, удаление ненужных элементов в целях снижения не обоснованных издержек админи стрирования. Все это может быть результативно реализовано толь ко в рамках проектного подхода. Арктика настоящего и будущего. Проектный подход Проектный подход в А р ктике — это не только о сно в ной формат организации х о зяйственной деятельности. Это направление совершенствования государственного и корпоратив ного управления, с выработкой принципиально новых моделей снижения операционных и фи нансовых издержек экономиче ской деятельности. В результате необходимо сформировать Систему проект ного управления в Арктике, на целенную на адресную государ ственную поддержку проектов развития. Базовое отличие системы проектного управления со с то ит в том, что её объектом являют ся сами проекты развития А р к т и ки, а не «резиденты Арктической зоны». Приоритетом формиро вания такой системы должен быть ясный, не допускающий д в о й н о го толкования принцип. Государ ственная поддержка проектов развития Арктической зоны Рос сийской Федерации, в том числе с использованием специальных мер компенсации «арктическо го удорожания», предоставляется для реализации проектных и н и циатив, имеющих конечным ре зультатом практическую пользу в виде: — эффективных к о н к у р е н т ных производств и проектов х о зяйственного освоения т е р р и тори й ; — проектов развития и под держки традиционной хозяй ственной деятельности; — критически важных инфра структурных объектов; — проектов развития с о ц и альной сферы, повышения каче ства среды жизнедеятельности и качества жизни. Основными требованиями к Системе проектного управления в Арктике являются: 1. Прозрачность процедур: доступа к государственной п о д держке, рассмотрения заяв ки и принятия решения, а также «безбарьерного» её предостав ления. 2. А д р е с н о с т ь — п р о е к т ные инициативы и проекты, на ходящиеся в стадии реализации, должны проходить процедуру отбора в федеральном либо ре гиональном уполномоченном органе. (Такие процедуры уже давно реализованы и применяют ся Минэкономразвития России, | Государственная политика в Арктике | Солдаткин Е.И., Жуков М.А. | 3 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz