Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

Специфика различных те р ­ риторий Арктики определя­ ет конкретные условия реализа­ ции проекта, от которых зависит состав воздействующих на п р о ­ ект факторов внеэкономическо­ го удорожания и, соответствен­ но, состав мер, необходимых для их нивелирования и обеспечения рентабельности. При этом компенсацион­ ные меры в виде льгот и префе­ ренций, либо целевых субсидий не являются исчерпывающими. На качественном уровне более значимый результат может быть обеспечен на инновационном направлении. В этом качестве А р ­ ктика будущего — это полигон для испытаний новой техники, техно ­ логий, их прикладного примене­ ния в системообразующих ком­ паниях и секторах экономики. Важнейшее направление п о ­ вышения конкурентоспособности и снижения издержек — оптими­ зация инструментов управления. Это максимальное использование уже имеющихся отлаженных ме­ ханизмов, компактность органов управления, удаление ненужных элементов в целях снижения не­ обоснованных издержек админи­ стрирования. Все это может быть результативно реализовано толь­ ко в рамках проектного подхода. Арктика настоящего и будущего. Проектный подход Проектный подход в А р ­ ктике — это не только о сно в ­ ной формат организации х о ­ зяйственной деятельности. Это направление совершенствования государственного и корпоратив­ ного управления, с выработкой принципиально новых моделей снижения операционных и фи­ нансовых издержек экономиче­ ской деятельности. В результате необходимо сформировать Систему проект­ ного управления в Арктике, на­ целенную на адресную государ­ ственную поддержку проектов развития. Базовое отличие системы проектного управления со с то ­ ит в том, что её объектом являют­ ся сами проекты развития А р к т и ­ ки, а не «резиденты Арктической зоны». Приоритетом формиро­ вания такой системы должен быть ясный, не допускающий д в о й н о ­ го толкования принцип. Государ­ ственная поддержка проектов развития Арктической зоны Рос­ сийской Федерации, в том числе с использованием специальных мер компенсации «арктическо­ го удорожания», предоставляется для реализации проектных и н и ­ циатив, имеющих конечным ре ­ зультатом практическую пользу в виде: — эффективных к о н к у р е н т­ ных производств и проектов х о ­ зяйственного освоения т е р р и ­ тори й ; — проектов развития и под­ держки традиционной хозяй­ ственной деятельности; — критически важных инфра­ структурных объектов; — проектов развития с о ц и ­ альной сферы, повышения каче­ ства среды жизнедеятельности и качества жизни. Основными требованиями к Системе проектного управления в Арктике являются: 1. Прозрачность процедур: доступа к государственной п о д ­ держке, рассмотрения заяв­ ки и принятия решения, а также «безбарьерного» её предостав ­ ления. 2. А д р е с н о с т ь — п р о е к т ­ ные инициативы и проекты, на­ ходящиеся в стадии реализации, должны проходить процедуру отбора в федеральном либо ре ­ гиональном уполномоченном органе. (Такие процедуры уже давно реализованы и применяют­ ся Минэкономразвития России, | Государственная политика в Арктике | Солдаткин Е.И., Жуков М.А. | 3 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz