Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
держки (льготы, прямые инвести ции, льготные кредиты). Опыт реализации проектов китайских инвесторов свидетель ствует о неприменимости при н ципа «льготы за инвестиции», так как, по сути, они не дают ожида емого экономического эффекта: 1. идёт разработка и развитие китайских технологий в ро ссий ских условиях (что само по себе должно настораживать, так как сами мы не делаем этого, а э к о н о мически мощный сосед учиться работать на нашей территории); 2. создаётся спрос на китай ское оборудование; 3. создаётся спрос на китай ский квалифицированный персо нал и рабочие специальности, что повышает занятость и благосо стояние китайских, а не ро ссий ских граждан; 4. финансовое обслуживание осуществляется в китайских бан ках и китайской финансовой с и стеме в целом (в рамках платёж ных систем); 5. намеренное смещение центра доходности о сно вно го проекта на терри торию КНР, в том числе обслуживающей и н фраструктуры (снабжение, ло ги стика, услуги); 6. практически обнуление налогов поступающих в бюджет ную систему Российской Феде рации; 7. невосполнимая утрата при родных ресурсов без справедли вой компенсации за их использова ние, значительный экологический ущерб природной среде. И в результате — возникно вение внутриполитической на пряженности, обусловленной угрозой вытеснения (выживания) местного населения. В новых условиях необхо дима новая экономическая мо дель развития Арктики, учитыва ющая объективные ограничения хозяйственной деятельности и содержащая эффективные меха низмы государственного и кор поративного управления. Сверх задача этой модели — обеспечить условия для устойчивого раз вития, которые могут быть д о стигнуты только путём снижения издержек экономической дея тельности и регулировании ус ловий её осуществления, а также практики расширенного рассмо трения проектов — в рамках п р о грамм отраслевого / кластерного развития. Особые условия и особенности развития экономики Арктики Экстремальные условия ар ктических территорий генериру ют значительный дополнитель ный суммарный объём издержек инвестиционных проектов. Внеэ кономическое удорожание — это, безусловно, главное основание для государственной поддерж ки проектов развития экономики и инфраструктуры Арктики в це лях выравнивания конкурентных условий и обеспечения их конку рентоспособности. Для обеспечения устойчиво го развития Арктики государству необходимо: а) сформировать концепцию национальной и экспортно о р и ентированной программы о т раслевого/кластерного развития в сфере добычи и переработки углеводородов; б) определить ключевые с и стемообразующие проекты; в) сформировать запрос на необходимую инфраструктуру со стороны государства и бизнеса; г) выработать набор инстру ментов и мер, направленных на реализацию проектов, включая государственный заказ и государ ственно-частное партнерство. 3 0 I А Р К ТИ К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz