Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
Annotation. The volume o f changes in the world economy, in the structure o f energy consumption and resource use requires a systematic approaches to solving the problems o f dynamic and sustainable Ключевые слова: Концепция развития, Система проектного управления в Арктике. development in the Arc tic zone o f the Russian Federation. The article discusses new opportunities and approaches to forming the "image o f the future" o f the Arc tic in changing economic conditions. Key words: Development concept, Project management system in the Arctic. В ожидании спада или «низкого старта»? Негодные средства и «токсичные» стимулы роста В ближайшей и среднесроч ной перспективе два глобальных фактора будут определять «об раз будущего» Арктики. Это д и с баланс энергоносителей и дефи цит «свободных инвестиционных ресурсов». Очевидно, что объёмы произ водства и потребления углеводо родного сырья и мировые цены на энергоносители не смогут восста новиться в прежних показателях, что делает арктические углево дородные проекты малопривле кательными. Экономика Россий ской Арктики какое-то время вынуждена будет работать на с о хранение достигнутого экономи ческого потенциала в условиях, усугубляемых внеэкономическим арктическим удорожанием. Разра ботка проекта строительства аль тернативного газопровода (Baltic Pipe) от норвежского шельфа че рез Данию в Польшу повышает риски российских проектов СПГ. Таким образом расчёт только на прибыльность газодобычи и его поставки в Европу будут приво дить к снижению инвестицион ной привлекательности арктиче ских проектов. Но в долгосрочной перспективе с учётом выработ ки старых месторождений разви тие нефтегазового комплекса А р ктики будет значимым фактором развития экономики макрореги она. Если рассматривать весь о т раслевой комплекс от разработки новых технологий, материалов и оборудования до производствен ных цепочек выпуска продукции машиностроения и смежных о т раслей, с целевой установкой их экспортного продвижения, то это создаст новую платформу рассмо трения арктических проектов. Второй фактор — дефицит и н вестиций. Меры по преодолению ситуации вследствие распро странения короновируса и э н е р гетического кризиса существен но ослабляют экономический потенциал системообразующих компаний, работающих в А р к т и ке, а накопленные государствен ные резервы, которые можно было бы потратить на цели раз вития, будут в значительной мере исчерпаны. Главная задача в новых усло виях — обеспечение конкуренто способности арктической э к о н о мики. В предкризисный период решение этой задачи на ур о в не государственной политики предполагалось осуществить п у тём стимулирования инвестиций и предоставлением инвесторам различных льгот и преференций. Но теперь такие инвестиции ста новятся «направлениями затрат с неочевидными целями». Вместе с тем на новой с ту пени развития технологического уклада можно и нужно говорить о необходимости новой страте гии технологизации, цифровиза- ции и индустриализации э к о н о мики на основе национальной программы отраслевого / кла стерного развития в сфере добы чи и переработки углеводородов (прежде всего ключевых полез ных ископаемых Арктики — газ, нефть, уголь). В рамках систем ного подхода к формированию Арктического энергетического кластера возможна объективная оценка эффективности тех или иных мер государственной под | Государственная политика в Арктике | Солдаткин Е.И., Жуков М.А. | 2 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz