Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

что позволило Дании ра спро ­ странить свой суверенитет на всю терри торию Гренландии, к о ­ торая была колонией Дании до 1953 года. В силу особого географиче- с ко го положения, наличия боль­ ших запасов природных ре ­ сурсов, оборонной, научной и экологической значимости А р ­ ктика является местом пересече­ ния интересов многих стран. П о ­ этому Россия заинтересована в том, чтобы в регионе сохранялась обстановка мира и сотрудниче­ ства, а имеющиеся между страна­ ми противоречия не приводили к напряжённым отношениям и кон ­ фликтным ситуациям. В тоже вре­ мя можно заявить и о том, что тот, кто контролирует Арктику, будет во многом контролировать миро ­ вую экономику и новый междуна­ родный стратегический коридор (Северный морской путь). Особое значение в данном случае имеет российский стра­ тегический порт Печенга. Имен ­ но этот порт, как никакой иной, может быть задействован в добы ­ че и переработке биоресурсов, перевалке стратегических гру­ зов, а также может являться це ­ левой базой для освоения п р и ­ родных ресурсов Арктики. Кроме того, город Санкт-Петербург так­ же может стать научно-произ­ водственным плацдармом для покорения Арктики.[23] Согла­ симся, что интеллектуальный, производственный и культур­ ный потенциал Санкт-Петербур­ га позволяет обеспечить полно ­ масштабное освоение Арктики. В городе работают Крыловский научный центр — основа отече­ ственной судостроительной на­ уки, Центральный институт мор ­ ского флота, «Гидрографическое предприятие», «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод» и другие организации, чья деятель­ ность непосредственно направ­ лена на решение задач по о с ­ воению Арктики. Кроме того, в современной России, а именно в атомной и близких к ней э н е р ­ гетических отраслях накоплен огромный потенциал при н ц и п и ­ ально новых проектов, которые находятся в высокой степени го ­ товности и превосходят зарубеж­ ные аналоги. В этой связи заслуживает вни ­ мания завод «Ямал СПГ» — самый северный в мире завод по сж и ­ жению природного газа — никто раньше так близко к Северному полюсу с таким производством не подбирался. Реализация проекта «Ямал СПГ» в виде строительства завода, посёлка и порта Сабетта потребовали инвестиций в объё­ мах, превышающих 20 млрд. дол- ларов.[24] По факту проект «Ямал СПГ» (50,1 процент у «Новатэка», по 20 процентов — у французской Total и китайской CNPC (Китай­ ская национальная нефтегазовая корпорация), 9,9 процентов — у фонда «Шёлкового пути») реали­ зуется на базе Южно-Тамбейско- го месторождения на Ямале.[25] К одному из основных факторов, определяющих развитие такой морской транспортной комму­ никации как Северный морской путь, можно отнести то обстоя­ тельство, что произошла смена вектора развития арктического газопромышленного комплекса с увеличением удельного веса п р о ­ изводства сжиженного и компри- мированного газа. Завод, аэропорт, собственная электростанция, комфортабель­ ный вахтовый посёлок, морской порт — всё это появилось на ме­ сте крохотного посёлка с насе­ лением в сотню человек, причём в сложных и суровых климатиче­ ских условиях. При этом подчер­ кнём, что это была частная и н и ­ циатива компании «Новатэк», но реализованная за весьма значи­ тельные налоговые льготы от реа­ лизации проекта в будущем. Кро ­ ме прочего, при осуществлении строительства железной д о р о ­ ги, так называемого, Северного широтного хода на полуострове Ямал появится возможность раз­ рабатывать месторождения п о ­ лезных ископаемых. Так, пред­ варительная геологоразведка в этом районе показала богатые за­ пасы рудных ископаемых, место­ рождения меди, свинца, цинка, алюминия, ниобия, тантала, ред­ коземельных металлов, фосфори­ тов и баритов. «Арктик СП Г-2» — это вто­ рой СП Г-проект компании « Н о ­ ватэк» на Ямале, мощность кото­ рого составит 19,8 млн. тонн СПГ в год (три линии мощностью по 6,6 млн. тонн в год каждая). Пла­ нируемый срок запуска первой линии — 2022-2023 гг. с последу­ ющим запуском остальных линий в 2024 и 2025 гг. Капитальные затраты по п р о ­ екту «Арктик СПГ-2» оценивают­ ся в 10 млрд. долларов, против 27 млрд. долларов по проекту «Ямал СП Г».[26] На сегодняшний мо­ мент он достаточно успешно ре ­ ализуется и к нему проявляют и н ­ терес крупные игроки мирового энергетического рынка. В настоящее время в ро с сий ­ ской Арктической зоне сложи­ лось 18 инвестиционных проек­ тов по освоению минеральных ресурсов, связанных с исполь­ зованием морской схемы транс­ портировки. Это трассы, кото­ рые расположены в акваториях с различным ледовым режимом. 11 проектов связаны с о с воени ­ ем месторождений нефти и газа, 7 — с месторождениями руд и угля. [27, c.86] В продолжении этой темы важно заметить, что одну из клю ­ чевых позиций в глобальном энергобалансе занимает природ ­ ный газ. По данным ОПЕК, в 2015 году его запасы превышали 200 трлн. куб. м, самые большие за­ пасы газа (48,7 трлн. куб. м) нахо­ дятся в РФ. Далее следуют Иран (33,8 трлн. куб. м) и Катар (25,1 | Государственная политика в Арктике | Харламова Ю .А. | 2 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz