Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
что позволило Дании ра спро странить свой суверенитет на всю терри торию Гренландии, к о торая была колонией Дании до 1953 года. В силу особого географиче- с ко го положения, наличия боль ших запасов природных ре сурсов, оборонной, научной и экологической значимости А р ктика является местом пересече ния интересов многих стран. П о этому Россия заинтересована в том, чтобы в регионе сохранялась обстановка мира и сотрудниче ства, а имеющиеся между страна ми противоречия не приводили к напряжённым отношениям и кон фликтным ситуациям. В тоже вре мя можно заявить и о том, что тот, кто контролирует Арктику, будет во многом контролировать миро вую экономику и новый междуна родный стратегический коридор (Северный морской путь). Особое значение в данном случае имеет российский стра тегический порт Печенга. Имен но этот порт, как никакой иной, может быть задействован в добы че и переработке биоресурсов, перевалке стратегических гру зов, а также может являться це левой базой для освоения п р и родных ресурсов Арктики. Кроме того, город Санкт-Петербург так же может стать научно-произ водственным плацдармом для покорения Арктики.[23] Согла симся, что интеллектуальный, производственный и культур ный потенциал Санкт-Петербур га позволяет обеспечить полно масштабное освоение Арктики. В городе работают Крыловский научный центр — основа отече ственной судостроительной на уки, Центральный институт мор ского флота, «Гидрографическое предприятие», «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод» и другие организации, чья деятель ность непосредственно направ лена на решение задач по о с воению Арктики. Кроме того, в современной России, а именно в атомной и близких к ней э н е р гетических отраслях накоплен огромный потенциал при н ц и п и ально новых проектов, которые находятся в высокой степени го товности и превосходят зарубеж ные аналоги. В этой связи заслуживает вни мания завод «Ямал СПГ» — самый северный в мире завод по сж и жению природного газа — никто раньше так близко к Северному полюсу с таким производством не подбирался. Реализация проекта «Ямал СПГ» в виде строительства завода, посёлка и порта Сабетта потребовали инвестиций в объё мах, превышающих 20 млрд. дол- ларов.[24] По факту проект «Ямал СПГ» (50,1 процент у «Новатэка», по 20 процентов — у французской Total и китайской CNPC (Китай ская национальная нефтегазовая корпорация), 9,9 процентов — у фонда «Шёлкового пути») реали зуется на базе Южно-Тамбейско- го месторождения на Ямале.[25] К одному из основных факторов, определяющих развитие такой морской транспортной комму никации как Северный морской путь, можно отнести то обстоя тельство, что произошла смена вектора развития арктического газопромышленного комплекса с увеличением удельного веса п р о изводства сжиженного и компри- мированного газа. Завод, аэропорт, собственная электростанция, комфортабель ный вахтовый посёлок, морской порт — всё это появилось на ме сте крохотного посёлка с насе лением в сотню человек, причём в сложных и суровых климатиче ских условиях. При этом подчер кнём, что это была частная и н и циатива компании «Новатэк», но реализованная за весьма значи тельные налоговые льготы от реа лизации проекта в будущем. Кро ме прочего, при осуществлении строительства железной д о р о ги, так называемого, Северного широтного хода на полуострове Ямал появится возможность раз рабатывать месторождения п о лезных ископаемых. Так, пред варительная геологоразведка в этом районе показала богатые за пасы рудных ископаемых, место рождения меди, свинца, цинка, алюминия, ниобия, тантала, ред коземельных металлов, фосфори тов и баритов. «Арктик СП Г-2» — это вто рой СП Г-проект компании « Н о ватэк» на Ямале, мощность кото рого составит 19,8 млн. тонн СПГ в год (три линии мощностью по 6,6 млн. тонн в год каждая). Пла нируемый срок запуска первой линии — 2022-2023 гг. с последу ющим запуском остальных линий в 2024 и 2025 гг. Капитальные затраты по п р о екту «Арктик СПГ-2» оценивают ся в 10 млрд. долларов, против 27 млрд. долларов по проекту «Ямал СП Г».[26] На сегодняшний мо мент он достаточно успешно ре ализуется и к нему проявляют и н терес крупные игроки мирового энергетического рынка. В настоящее время в ро с сий ской Арктической зоне сложи лось 18 инвестиционных проек тов по освоению минеральных ресурсов, связанных с исполь зованием морской схемы транс портировки. Это трассы, кото рые расположены в акваториях с различным ледовым режимом. 11 проектов связаны с о с воени ем месторождений нефти и газа, 7 — с месторождениями руд и угля. [27, c.86] В продолжении этой темы важно заметить, что одну из клю чевых позиций в глобальном энергобалансе занимает природ ный газ. По данным ОПЕК, в 2015 году его запасы превышали 200 трлн. куб. м, самые большие за пасы газа (48,7 трлн. куб. м) нахо дятся в РФ. Далее следуют Иран (33,8 трлн. куб. м) и Катар (25,1 | Государственная политика в Арктике | Харламова Ю .А. | 2 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz