Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
стать в XXI веке основным источ ником углеводородного сырья как для неё самой, так и для значи тельной доли мирового рынка. Из 6,2 млн. кв. км российского конти нентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представля ют 6 млн. , т. е. почти вся его пло щадь, и из них 4 млн. кв. км — это наиболее перспективные участ- ки.[9] Санкционная политика с о временных ЕС и С Ш А нацелена против российских нефтегазовых проектов в Арктике. Конкретная адресность санкций демонстри рует реальность соперничества в этом регионе за освоение ресур сов и показывает, что «коллек тивный Запад» крайне не заинте ресован в продвижении России по этому пути, несмотря на свою возрастающую потребность в энергоресурсах. При этом необ ходимо понимать, что действую щие санкции должны стимулиро вать развитие импортозамещения в Российской Федерации. На вы полнение этой задачи должны быть заточены как российская власть, так и российский бизнес. Проведённые в Арктике пре жде морские границы всё б о лее настойчиво оспариваются. Согласно международному пра ву, регулируемому Организаци ей Объединенных Наций (ООН), каждая страна может претендо вать на расстояние до 200 мор ских миль от своего побережья, что называется «исключительной экономической зоной». В рамках международного сотрудничества в Арктике, кроме ООН , также действуют и другие межправи тельственные организации — А р ктический совет, Северный совет, Совет Баренцева / Североар ктического региона, что в значи тельной мере усложняет урегу лирование спорных вопросов и проблем, связанных с Арк тиче ским регионом. На данный момент только Норвегия и Исландия — един ственные две страны, которые подали претензии относительно границ в Арктике и которые были одобрены Организацией Объе диненных Наций. Претензии Рос сии, Дании и Канады, которые во многом совпадают, ещё ожидают своего решения. Таким образом, отметим, что отсутствие признанной и норма тивно оформленной демаркации морских пространств и шельфа лишь способствуют нарастанию геополитических и геоэкономи- ческих противоречий в А р к т и ке. Политизация и милитариза ция арктического пространства под воздействием климатических изменений имеют немало эле ментов неопределённости в ус ловиях наметившегося процесса сворачивания глобализации. В этой связи, особую акту альность приобретает созда ние международной военной инфраструктуры для защиты ар ктических рубежей и повышения устойчивости северных регионов современной России. Арктиче ское побережье составляет 22,6 тыс. км, то есть, более 58 п р о центов всей протяженности б е реговой линии страны. Над её территорией пролегают потен циальные траектории движения межконтинентальных баллисти ческих ракет США , а акватория Северного Ледовитого океана практически не обеспечена воз можностями для противолодоч ной обороны.[10, c.88] В целом к 2019 году Россия завершила с о здание целостной арктической группировки войск, что, несо мненно, можно отнести к оче видным достижениям министер ства обороны. В настоящее время Северный флот России находит ся под объединённым стратеги ческим командованием, которое отвечает за все вопросы обеспе чения безопасности в Арктиче ском регионе во всех возможных сферах вооружённой борьбы. Для реализации поставленных за дач Северному флоту передана в подчинение дивизия ПВО, сфор мирована арктическая бригада, другие воинские части. Заслуживающим внимания является следующий анализ, свя занный с результатами систем ной аналитической работы во енного эксперта А. Б. Рудакова. За несколько лет упорной рабо ты ему удалось установить к о о р динаты более 30 опорных п у н ктов немецких кригсмарине (подводных лодок) времён Вто рой мировой войны в А р к ти ч е ской зоне России, в том числе и в дельте реки Лена. В результа те этого он пришёл к выводу, что стратегическая задача ВМФ РФ к началу эксплуатацию Северного морского пути — выявить и уста новить всю скрытую систему ба зирования кригсмарине в зоне оперативной ответственности Северного флота РФ,[11, c.351] поскольку незнание этой с п е ц и фики может повлечь негативные следствия, связанные с обе сп е чением безопасности всего се верного региона и соответствен но утратой контроля со стороны современной Российской Ф е дерации над этой стратегически важной территорией. К усилению военных позиций России в Арктике можно отнести и то, что в конце 2018 года под разделения радиотехнических войск 45-й армии ВВС, которая входит в состав Северного флота, и ПВО получили радиолокаци онный комплекс «Резонанс-Н». Комплекс создан с элементами искусственного интеллекта. Он обладает очень высокими харак теристиками: может обнаружить воздушные цели в радиусе 1100 километров и давать целеуказа ния огневым средствам системы ПВО на расстоянии до 600 ки лометров. «Резонанс-Н» обнару живает и классифицирует широ кий класс воздушных объектов. Он способен обнаружить мало 2 0 | А Р К ТИ К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz