Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

добычи, но и целые инфраструк­ туры жизнеспособного обитания, транспортировки и логистики. Арктическая зона России во много раз превышает аналогич­ ные территории других стран. Россия имеет на Севере самые большие шельфы. Она занима­ ет более трети территории стра­ ны и характеризуется огромной протяженностью, экстремальны­ ми природно-климатическими условиями и высокой степенью неоднородности социально-эко­ номического развития. Ар к тич е ­ ская зона России играет особую роль в национальной экономике, так как там находятся значитель­ ные запасы углеводородов и ми­ нерального сырья. Российскую Арктику отли­ чают выгодные транспортно-ге­ ографические условия, так как здесь пролегают кратчайшие пути между Россией, С Ш А и странами Азиатско-Тихоокеанского реги­ она. За последние годы в А р к т и ­ ке наблюдается беспрецедент­ ное по скорости таяние ледяного покрова, что делает возможным судоходство и транспортиров­ ку грузов. По прогнозам учёных к 2030 году в период максимально­ го таяния ледяной покров будет исчезать, что сделает возможным не только судоходство из Китая в Европу, но и из Китая в Кана­ ду и США . Даже если считать эти прогнозы слишком радикальны­ ми, уже сегодняшнее положение дел заметно улучшило условия для судоходства и работ по о с в о ­ ению шельфа и прибрежных зон в арктических морях. Это открыва­ ет совершенно новые возможно­ сти для мировой экономики. В своё время русский учё ­ ный, заложивший основы поли ­ тической географии, П. П. Семё- нов-Тян-Шанский полагал, что «чрезматериковую» (межконти­ нентальную) систему организа­ ции транспортного пространства отличает от других масштабность, массивность, континентальная целостность, что придаёт ей все природные «задатки прочности». Американский мыслитель, поли ­ тик, общественный деятель — Л. Ларуш [6], в своё время в рамках проекта NAWAPA (Североаме­ риканский энергетический и во ­ дный союз), поддерживал идею строительства железнодорожной магистрали через Берингов п р о ­ лив. Он был уверен, что Россия на два поколения вперёд могла бы быть обеспечена грандиозным делом, меняющим лицо не только Сибири, но и всей Азии. Прокла­ дывание трансконтинентальной магистрали через Берингов п р о ­ лив, таким образом, может стать центром рождения новой м иро ­ вой экономики. Формирование транспорт­ ных линий за счёт установления сухопутного моста между Ам е ­ рикой и Россией через Берингов пролив и развитие транспортной инфраструктуры в рамках Тран­ сконтинентальной магистрали благоприятно скажутся: в о -п е р ­ вых, на хозяйственном освое ­ нии малонаселённых северных территорий с большим запасом природных ресурсов; во -вто ­ рых, на интеграции транспорт­ ной системы России в миро­ вую железнодорожную сеть, где Трансконтинентальная маги­ страль через Берингов пролив явится продолжением Трансси­ ба на северо-восток, что даст ряд положительных социально-эко­ номических, геополитических и геостратегических эффектов. Этот глобальный проект необхо­ димо в общих интересах рассма­ тривать комплексно, т. е. не толь­ ко как строительство железной дороги с тоннельным переходом, а как сооружение в едином ко ­ ридоре полимагистрали, вклю ­ чающей (помимо железнодорож­ ной магистрали) автомагистраль, нефтяные и газопроводы, линии электропередачи и о п т и к о в о л о ­ конные линии. Сооружение Тран­ сконтинентальной магистрали способно не только дать «второе дыхание» Транссибу с включени­ ем в американский фрагмент гло­ бальной железнодорожной сети мира, но и решить масштабную задачу, связанную с интеграцией России в мировое поли тико -э­ кономическое пространство и укрепление позиции страны как на Западе, так и на Востоке, через новый толчок к социально-поли­ тическому и экономическому р о ­ сту в направлении неосвоенно­ го мирового северо-восточного пространственного вектора. По мнению геологов, А р к т и ­ ческий регион планеты представ­ ляет собой крупнейший в мире циркумполярный минерагени- ческий пояс, насыщенный не ­ фтегазовыми и рудными место­ рождениями. Уже сегодня здесь добывается значимая часть угле­ водородов, а потенциал место­ рождений нефти и газа оценива­ ется почти в четверть от мировых прогнозных ресурсов.[7, c. 233] Геологоразведочные работы, выполненные в российской ча­ сти Арктики, позволили заявить о том, что нефтегазовый потенциал осадочных бассейнов россий ско ­ го Арктического шельфа сравним с крупнейшими нефтегазоносны­ ми регионами мира. В настоящее время в морях Северного Л е ­ довитого океана разведано 62,5 трлн. куб. м газа, 9 млрд. тонн неф­ ти, и на берегу — 3,5 млрд. тонн нефти, что составляет 25 процен ­ тов мировых запасов углеводо­ родов. Приразломное нефтяное месторождение скрывает в глу­ бинах Печерского моря около 100 млн. тонн нефти. Велики за­ пасы природного газа на Ш т о к ­ мановском газоконденсатном ме­ сторождении в Баренцевом море, запасы которого оцениваются в 3,2 трлн. куб. м газа, а также на ме­ сторождениях на Карском море и море Лаптевых.[8, c.135] Прилегающий к территории России арктический шельф может | Государственная политика в Арктике | Харламова Ю .А . | 1 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz