Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
добычи, но и целые инфраструк туры жизнеспособного обитания, транспортировки и логистики. Арктическая зона России во много раз превышает аналогич ные территории других стран. Россия имеет на Севере самые большие шельфы. Она занима ет более трети территории стра ны и характеризуется огромной протяженностью, экстремальны ми природно-климатическими условиями и высокой степенью неоднородности социально-эко номического развития. Ар к тич е ская зона России играет особую роль в национальной экономике, так как там находятся значитель ные запасы углеводородов и ми нерального сырья. Российскую Арктику отли чают выгодные транспортно-ге ографические условия, так как здесь пролегают кратчайшие пути между Россией, С Ш А и странами Азиатско-Тихоокеанского реги она. За последние годы в А р к т и ке наблюдается беспрецедент ное по скорости таяние ледяного покрова, что делает возможным судоходство и транспортиров ку грузов. По прогнозам учёных к 2030 году в период максимально го таяния ледяной покров будет исчезать, что сделает возможным не только судоходство из Китая в Европу, но и из Китая в Кана ду и США . Даже если считать эти прогнозы слишком радикальны ми, уже сегодняшнее положение дел заметно улучшило условия для судоходства и работ по о с в о ению шельфа и прибрежных зон в арктических морях. Это открыва ет совершенно новые возможно сти для мировой экономики. В своё время русский учё ный, заложивший основы поли тической географии, П. П. Семё- нов-Тян-Шанский полагал, что «чрезматериковую» (межконти нентальную) систему организа ции транспортного пространства отличает от других масштабность, массивность, континентальная целостность, что придаёт ей все природные «задатки прочности». Американский мыслитель, поли тик, общественный деятель — Л. Ларуш [6], в своё время в рамках проекта NAWAPA (Североаме риканский энергетический и во дный союз), поддерживал идею строительства железнодорожной магистрали через Берингов п р о лив. Он был уверен, что Россия на два поколения вперёд могла бы быть обеспечена грандиозным делом, меняющим лицо не только Сибири, но и всей Азии. Прокла дывание трансконтинентальной магистрали через Берингов п р о лив, таким образом, может стать центром рождения новой м иро вой экономики. Формирование транспорт ных линий за счёт установления сухопутного моста между Ам е рикой и Россией через Берингов пролив и развитие транспортной инфраструктуры в рамках Тран сконтинентальной магистрали благоприятно скажутся: в о -п е р вых, на хозяйственном освое нии малонаселённых северных территорий с большим запасом природных ресурсов; во -вто рых, на интеграции транспорт ной системы России в миро вую железнодорожную сеть, где Трансконтинентальная маги страль через Берингов пролив явится продолжением Трансси ба на северо-восток, что даст ряд положительных социально-эко номических, геополитических и геостратегических эффектов. Этот глобальный проект необхо димо в общих интересах рассма тривать комплексно, т. е. не толь ко как строительство железной дороги с тоннельным переходом, а как сооружение в едином ко ридоре полимагистрали, вклю чающей (помимо железнодорож ной магистрали) автомагистраль, нефтяные и газопроводы, линии электропередачи и о п т и к о в о л о конные линии. Сооружение Тран сконтинентальной магистрали способно не только дать «второе дыхание» Транссибу с включени ем в американский фрагмент гло бальной железнодорожной сети мира, но и решить масштабную задачу, связанную с интеграцией России в мировое поли тико -э кономическое пространство и укрепление позиции страны как на Западе, так и на Востоке, через новый толчок к социально-поли тическому и экономическому р о сту в направлении неосвоенно го мирового северо-восточного пространственного вектора. По мнению геологов, А р к т и ческий регион планеты представ ляет собой крупнейший в мире циркумполярный минерагени- ческий пояс, насыщенный не фтегазовыми и рудными место рождениями. Уже сегодня здесь добывается значимая часть угле водородов, а потенциал место рождений нефти и газа оценива ется почти в четверть от мировых прогнозных ресурсов.[7, c. 233] Геологоразведочные работы, выполненные в российской ча сти Арктики, позволили заявить о том, что нефтегазовый потенциал осадочных бассейнов россий ско го Арктического шельфа сравним с крупнейшими нефтегазоносны ми регионами мира. В настоящее время в морях Северного Л е довитого океана разведано 62,5 трлн. куб. м газа, 9 млрд. тонн неф ти, и на берегу — 3,5 млрд. тонн нефти, что составляет 25 процен тов мировых запасов углеводо родов. Приразломное нефтяное месторождение скрывает в глу бинах Печерского моря около 100 млн. тонн нефти. Велики за пасы природного газа на Ш т о к мановском газоконденсатном ме сторождении в Баренцевом море, запасы которого оцениваются в 3,2 трлн. куб. м газа, а также на ме сторождениях на Карском море и море Лаптевых.[8, c.135] Прилегающий к территории России арктический шельф может | Государственная политика в Арктике | Харламова Ю .А . | 1 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz