Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
ватэк» к началу 2020 года должна предоставить 15 танкеров газо возов ледового класса Arc7. В этой связи важно дополнить, что доля южнокорей ских корабелов составляет 74 процента м и ро вого рынка строительства таких танкеров. Дальневосточный к о раблестроительный завод «Звез да» производство столь сложных судов так и не смог освоить.[1] Южнокорей ские компании -пе ревозчики активно проявляют себя и в использовании Север ного морского пути как транс портной артерии в доставке гру зов. Амбиции современного Ки тая в развитии танкерного фло та также достаточно основатель ны. Китай на сегодняшний день обладает широкими возможно стями для сотрудничества с Рос сией в транспортировке СПГ из Арктической зоны. Четыре госу дарственные китайские верфи входят в число 13 верфей в мире, которые способны производить танкеры для перевозки СПГ, п р и чём те модели, которые позволя ют перевозить СП Г в условиях экстремально низких температур. Стоимость подобных танкеров в зависимости от размера состав ляет от 250 млн. долларов до 450 млн. долларов. До 2010 года ки тайские верфи спустили на воду 6 танкеров, и в настоящее время их пакет заказов на изготовление новых танкеров вместимостью 174 тыс. м3 каждый, составляет 14 единиц.[2] Компания Saudi A ramco (Са удовская Аравия) рассматривает возможность вхождения в р о с сийский проект «Арктик СПГ-2». Об этом журналистам сообщил министр энергетики, промыш ленности и минеральных ре с ур сов Саудовской Аравии Халед аль-Фалех, который одновре менно занимает и пост предсе дателя совета директоров ком- пании.[3] Наглядные примеры ярко д е монстрируют тот факт, что многие государства мирового простран ства привлечены перспекти вами освоения нефтегазового потенциала арктического кон ти нентального шельфа, запасами пресной воды и возможностью сокращения маршрутов тран сконтинентальных перевозок, ко торые могут послужить их нацио нальным интересам. Арктика может стать самой крупной кладовой энер горесур сов и ключевым транспортным узлом планеты — это перспекти ва её ближайшего будущего, это перспектива XXI века. Ещё в сен тябре 2008 года в России были приняты «Основы государствен ной политики Российской Ф е дерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспек- тиву».[4] Основное внимание в этом документе уделено разра ботке ресурсов (к 2016 -2020 гг. Арктика должна стать «ведущей стратегической ресурсной ба зой Российской Федерации»), а также использованию Северно го морского пути в качестве еди ной национальной транспорт ной коммуникации. Морской путь из Европы в Азию через А р ктику — гораздо короче, чем че рез Суэцкий канал. Из Лондона до Шанхая южными морями идти 11865 морских миль, а северны ми — 8814. Как символический акт и наглядную демонстрацию все му мировому сообществу можно рассматривать погружение в 2007 году российских батискафов на дно на Северном Полюсе и уста новление там государственного флага РФ. С полной уверенностью так же можно утверждать, что А р ктика — это масштабный ресурс российского государства треть его тысячелетия, который она обязана использовать вдумчи во и рационально на пользу все го человечества. В данном слу чае целесообразно было бы в структуре правительства создать министерство Арктики и реа лизовать идею о создании нацио нального проекта «Арктика». Ре ализация данных мер позволила бы России повысить эффектив ность управления Арктической зоной Российской Федерации как направле ния государственной политики по дальнейшему укреплению д о брососедских отношений России с приарктическими государства ми в области сохранения окру жающей природной среды, о с воения природных ресурсов на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Со вета Баренцева / Евроарктиче- ского региона. Если обратиться к наиболее удачному «сталинскому опыту», то согласно решению Совнарко ма и Политбюро вся территория полярного круга поручалась глав ку со всеми отраслями народно го хозяйства, начиная с транспор та, строительства промышленных предприятий и кончая торговлей, заготовками пушнины, созданием культурных баз, школ, больниц. На основании личных указаний Сталина было также разработа но постановление о строитель стве новых ледоколов, создании полярной авиации, развитии п р о мыслов, промышленности, с трои тельстве новых заводов.[5, c.78] Этот важный северный ре гион, с его труднодоступны ми, но несметными богатствами и буферным положением меж ду основными мировыми цен трами, становится полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры в XXI веке. Наиболее глубокие и комплексные технические п р о рывы происходят тогда, когда че ловечество осваивает новую сре ду обитания. Приход в Арктику, и вообще на Север, означает не только создание новых платформ 1 8 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz