Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

ватэк» к началу 2020 года должна предоставить 15 танкеров газо­ возов ледового класса Arc7. В этой связи важно дополнить, что доля южнокорей ских корабелов составляет 74 процента м и ро ­ вого рынка строительства таких танкеров. Дальневосточный к о ­ раблестроительный завод «Звез­ да» производство столь сложных судов так и не смог освоить.[1] Южнокорей ские компании -пе ­ ревозчики активно проявляют себя и в использовании Север­ ного морского пути как транс­ портной артерии в доставке гру­ зов. Амбиции современного Ки­ тая в развитии танкерного фло­ та также достаточно основатель­ ны. Китай на сегодняшний день обладает широкими возможно­ стями для сотрудничества с Рос­ сией в транспортировке СПГ из Арктической зоны. Четыре госу­ дарственные китайские верфи входят в число 13 верфей в мире, которые способны производить танкеры для перевозки СПГ, п р и ­ чём те модели, которые позволя­ ют перевозить СП Г в условиях экстремально низких температур. Стоимость подобных танкеров в зависимости от размера состав­ ляет от 250 млн. долларов до 450 млн. долларов. До 2010 года ки ­ тайские верфи спустили на воду 6 танкеров, и в настоящее время их пакет заказов на изготовление новых танкеров вместимостью 174 тыс. м3 каждый, составляет 14 единиц.[2] Компания Saudi A ramco (Са­ удовская Аравия) рассматривает возможность вхождения в р о с ­ сийский проект «Арктик СПГ-2». Об этом журналистам сообщил министр энергетики, промыш­ ленности и минеральных ре с ур ­ сов Саудовской Аравии Халед аль-Фалех, который одновре ­ менно занимает и пост предсе­ дателя совета директоров ком- пании.[3] Наглядные примеры ярко д е ­ монстрируют тот факт, что многие государства мирового простран­ ства привлечены перспекти­ вами освоения нефтегазового потенциала арктического кон ти ­ нентального шельфа, запасами пресной воды и возможностью сокращения маршрутов тран­ сконтинентальных перевозок, ко ­ торые могут послужить их нацио ­ нальным интересам. Арктика может стать самой крупной кладовой энер горесур­ сов и ключевым транспортным узлом планеты — это перспекти­ ва её ближайшего будущего, это перспектива XXI века. Ещё в сен ­ тябре 2008 года в России были приняты «Основы государствен­ ной политики Российской Ф е ­ дерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспек- тиву».[4] Основное внимание в этом документе уделено разра­ ботке ресурсов (к 2016 -2020 гг. Арктика должна стать «ведущей стратегической ресурсной ба­ зой Российской Федерации»), а также использованию Северно­ го морского пути в качестве еди­ ной национальной транспорт­ ной коммуникации. Морской путь из Европы в Азию через А р ­ ктику — гораздо короче, чем че­ рез Суэцкий канал. Из Лондона до Шанхая южными морями идти 11865 морских миль, а северны­ ми — 8814. Как символический акт и наглядную демонстрацию все­ му мировому сообществу можно рассматривать погружение в 2007 году российских батискафов на дно на Северном Полюсе и уста­ новление там государственного флага РФ. С полной уверенностью так­ же можно утверждать, что А р ­ ктика — это масштабный ресурс российского государства треть­ его тысячелетия, который она обязана использовать вдумчи­ во и рационально на пользу все­ го человечества. В данном слу­ чае целесообразно было бы в структуре правительства создать министерство Арктики и реа­ лизовать идею о создании нацио­ нального проекта «Арктика». Ре­ ализация данных мер позволила бы России повысить эффектив­ ность управления Арктической зоной Российской Федерации как направле­ ния государственной политики по дальнейшему укреплению д о ­ брососедских отношений России с приарктическими государства­ ми в области сохранения окру­ жающей природной среды, о с ­ воения природных ресурсов на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Со­ вета Баренцева / Евроарктиче- ского региона. Если обратиться к наиболее удачному «сталинскому опыту», то согласно решению Совнарко­ ма и Политбюро вся территория полярного круга поручалась глав­ ку со всеми отраслями народно­ го хозяйства, начиная с транспор­ та, строительства промышленных предприятий и кончая торговлей, заготовками пушнины, созданием культурных баз, школ, больниц. На основании личных указаний Сталина было также разработа­ но постановление о строитель­ стве новых ледоколов, создании полярной авиации, развитии п р о ­ мыслов, промышленности, с трои ­ тельстве новых заводов.[5, c.78] Этот важный северный ре ­ гион, с его труднодоступны ­ ми, но несметными богатствами и буферным положением меж­ ду основными мировыми цен­ трами, становится полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры в XXI веке. Наиболее глубокие и комплексные технические п р о ­ рывы происходят тогда, когда че­ ловечество осваивает новую сре ­ ду обитания. Приход в Арктику, и вообще на Север, означает не только создание новых платформ 1 8 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 3 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz