Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

prospects for the presence o f the modern Russian Federation in the Arctic are evaluated. In conclusion, the article summarizes the Ключевые слова: Арктический регион, российские геостратегии, арктический континентальный шельф, морские границы, северный флот. results o f scientific analysis and proposes measures that can strengthen the position o f the Russian state in the Arctic region. Key words: Arc tic region, Russian geostrategies, Arc tic continental shelf, maritime borders, northern fleet. Арктический регион имеет особое значение, поскольку на­ ходится на самой вершине пла­ неты и играет колоссальную роль в процессах экологического рав­ новесия Европы,Азии и Америки. Можно совершенно ясно заяв­ лять об Арктике как о резервном сырьевом, коммуникационном и экологическом пространстве для нужд всего человечества плане­ ты Земля. Арктика — важнейший стра­ тегический регион и северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Север­ ный Ледовитый океан, примыка­ ющие части Тихого и Атлантиче­ ского океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах Полярно­ го круга (66°33' северной широ ­ ты). В данной зоне расположе­ ны территории 5 приарктических государств: России, СШ А , Ка­ нады, Дании, Норвегии. Ещё два государства — Швеция и Ф и н ­ ляндия — имеют территории за Полярным кругом, но не облада­ ют выходом к береговой линии Северного Ледовитого океана, поэтому их не включают в чис­ ло государств, претендующих на раздел континентального шельфа арктических морей. Исландия также не имеет прямого выхода в Арктику. Нахо­ дясь на периферии Арктики, И с ­ ландия считается островом, рас­ положенным преимущественно в Атлантическом океане. Кроме того, Исландия, Швеция и Ф и н ­ ляндия расположены в непосред­ ственной близости к Арктике, но не имеют своего «сектора», в о т ­ личие от 5 приарктических го ­ сударств. Дания, в состав кото ­ рой входит на правах автономии Гренландия, является членом Ев­ ропейского Союза, что позволяет ЕС также участвовать в новом пе ­ ределе арктического простран­ ства. На сегодняшний день в силу, прежде всего, международных обычаев только 5 прибрежных го ­ сударств осуществляют свой с у ­ веренитет над внутренними мор ­ скими водами, территориальным морем, их дном и недрами, а так­ же осуществляют права в их « п о ­ лярных владениях» (термин рус­ ско-английской Конвенции 1825 года). Так, в частности, права России на северные земли и приле гаю ­ щие к ним моря закреплялись в указах русского царя 1616-1620 гг., русско-шведских договорах 1806 и 1826 гг., русско -амери­ канской Конвенции 1824 года, и особенно в русско-английской Конвенции 1825 года, форми­ руя международные обычаи, к о ­ торые легли в основу правового режима Северного Ледовитого океана, в т. ч. в методологию раз­ граничения его прос транс тв (на - пример, метод использования меридианных линий, сходящихся в точке Северного полюса). Заслуги России состоят в о т ­ крытии многих полярных земель, их географическом и юридиче­ ском обозначении, начальном о с ­ воении. Такие действия, совер­ шённые подданными Российской империи, сообразно междуна­ родному праву прошлого п е рио ­ да становились достаточным т и ­ тулом для распространения на отдалённые пространства власт­ ных полномочий российского государства при отсутствии ка­ ких-либо возражений со стороны неарктических («неполярных») государств. Значительный интерес к А р ­ ктике проявляют и те государ­ ства, терри тории которых весьма удалены от неё, а именно Китай, Индия, Япония, Южная Корея и другие. Она является местом п е ­ ресечения интересов многих го ­ сударств в силу особого гео ­ графического положения этого региона. Около двадцати пяти стран заявили о готовности раз­ рабатывать месторождения на арктическом шельфе, в том числе страны БРИКС. Всего более 60 государств заявили о своём же ­ лании принять участие в о с в о е ­ нии Арктики. Очевидно, что рано или поздно человечество будет способно превратить Северный Ледовитый океан в «ледовитый Персидский залив». Так, в частности, Южная Ко­ рея сохраняет лидерство по на­ учным программам по изучению А рктики и планирует построить суда арктического класса, н е о б ­ ходимые для организации п р и п о ­ лярного судоходства и расшире­ ния сотрудничества с полярными государствами. В частности, юж ­ нокорейская судостроительная компания Daewoo Sh ipbu ild ing and Marine Engineering по зака­ зу российской компании « Н о ­ | Государственная политика в Арктике | Харламова Ю .А. | 1 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz