Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
в поселении (от детских садов до дворцов культуры) — до неболь шого объёма поддержки инициа тив местной администрации при стабильном «ведении» одной темы на территории. Исследова тели указывают на высокую с те пень социальной ответственно сти добывающих корпораций в Арктике [13]. Те же муниципалитеты, кото рые имеют «затухающие» э к о н о мические перспективы и не име ют исторического «бэкграунда», вынужденно становятся «терри ториями сжатия». Однако с то ит отметить, что органы мест ной власти «территорий сжатия» обычно стараются вести диалог о будущем с собственным населе нием и даже с местным бизнесом, что может дать положительный результат — однако, их ресурсы обычно истощены, так что, даже имея большое желание «вклады ваться» в территорию , они имеют малые возможности для подоб ных действий . Помимо компаний, занима ющихся добычей ресурсов, н е обходимо отметить роль пред приятий транспортно го и строительного комплексов как стейкхолдеров развития аркти ческих территорий. Говоря о стратегической субъектности транспортного комплекса, необходимо отметить вдохновляющую роль, которую для графа С. Ю. Витте, сомневав шегося в необходимости с тр о и тельства Транссиба только ради военного транзита, сыграла кон цепция Д. И. Менделеева о же лезной дороге как факторе о с в о ения новых земель. Он полагал, что для создания постоянного п о селения на территории, куда п р и шла железная дорога, необходи мы три фигуры: врач, священник и учитель. Спустя десятилетие эта концепция воплотилась и при о с воении Арктики: Мурманск стал не только стратегически значи мым портом, но и крупнейшим в мире заполярным городом имен но благодаря железной дороге. Стратегическая субъектность транспортного комплекса выра жается в том, что он обеспечивает связность арктических терри то рий с «материком», а также — что бывает не менее важно! — между собой. Примером может служить проект магистрали «Северный широтный ход», которая спо соб на соединить западную и восточ ную части ЯН АО : без этой ж е лезнодорожной артерии целый ряд крупных инвестиционных проектов на территории региона оказываются нерентабельными. В перспективе заслуживает вни мания роль Северного морско го пути не только как транзитной магистрали, но и как драйвера развития арктических терри то рий России. Ряд зарубежных кейсов (в частности, опыт Аляски) свиде тельствуют о том, что роль стей кхолдера может быть присуща и строительному комплексу. Его стратегические функции различ ны на разных фазах конъюнктур ных циклов добычи сырья: в фазе роста он может становиться круп нейшим работодателем региона, а на фазе спада и стагнации при сохранении постоянного населе ния конвертируется в комплекс девелоперских и риэлтерских у с луг [14]. Таким образом, в развитии арктических территорий может быть стратегически заинтересо ван весьма разнообразный круг стейкхолдеров. Это порождает потребность в выполнении еще одной функции: стратегической координации. Эту функцию, как правило, выполняют региональ ные власти. Исключение состав ляют «особые» территории (см. следующий абзац). Координи рующая роль региональных вла- стей ,ко торую они выполняют на фазе роста добычи сырья, сменя ется антикризисными функциями на фазе спада, когда необходимо придать процессу «сжатия» посе лений управляемый характер (см. примеч. 2 и 4). В дополнение к приведенным четырём типам «обычных» терри торий, следует в качестве спец ифической категории выделить «особые» территории, где ключе вым актором развития выступает федеральный центр — это посе ления, которые в силу ряда о б стоятельств обладают стратеги ческой значимостью для страны с точки зрения развития арктиче ской тематики. Заключение С точки зрения определе ния целей развития арктиче ские поселения в существен но большей степени зависят от позиции федерального ц е н тра: без его заинтересованно сти в развитии муниципалите та и готовности поддерживать данное развитие конкретны ми мерами (формами поддерж ки) многие терри тории не будут формировать и развивать тра диционные населённые пункты с постоянной численностью на селения, а обойдутся вахтовы ми посёлками. При этом страте гическими субъектами развития муниципалитетов в Арктике мо гут активно выступать местное население и бизнес (добываю щие, транспортные, а, возможно, и строительные компании), при условии, что муниципальное о б разование имеет хорошие э к о номические перспективы, либо историко-культурный п о тенц и ал, представляющий ценность для населения. Доля м уници пальных образований в р о с с и й ской Арктике, развитие которых полностью предопределяется федеральным центром, не так уж высока. | Государственная политика в Арктике | Красникова Т.С., Марача В.Г. | 1 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz