Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

в поселении (от детских садов до дворцов культуры) — до неболь­ шого объёма поддержки инициа ­ тив местной администрации при стабильном «ведении» одной темы на территории. Исследова­ тели указывают на высокую с те ­ пень социальной ответственно ­ сти добывающих корпораций в Арктике [13]. Те же муниципалитеты, кото­ рые имеют «затухающие» э к о н о ­ мические перспективы и не име­ ют исторического «бэкграунда», вынужденно становятся «терри­ ториями сжатия». Однако с то ­ ит отметить, что органы мест­ ной власти «территорий сжатия» обычно стараются вести диалог о будущем с собственным населе­ нием и даже с местным бизнесом, что может дать положительный результат — однако, их ресурсы обычно истощены, так что, даже имея большое желание «вклады­ ваться» в территорию , они имеют малые возможности для подоб ­ ных действий . Помимо компаний, занима­ ющихся добычей ресурсов, н е ­ обходимо отметить роль пред ­ приятий транспортно го и строительного комплексов как стейкхолдеров развития аркти­ ческих территорий. Говоря о стратегической субъектности транспортного комплекса, необходимо отметить вдохновляющую роль, которую для графа С. Ю. Витте, сомневав­ шегося в необходимости с тр о и ­ тельства Транссиба только ради военного транзита, сыграла кон ­ цепция Д. И. Менделеева о же ­ лезной дороге как факторе о с в о ­ ения новых земель. Он полагал, что для создания постоянного п о ­ селения на территории, куда п р и ­ шла железная дорога, необходи­ мы три фигуры: врач, священник и учитель. Спустя десятилетие эта концепция воплотилась и при о с ­ воении Арктики: Мурманск стал не только стратегически значи­ мым портом, но и крупнейшим в мире заполярным городом имен­ но благодаря железной дороге. Стратегическая субъектность транспортного комплекса выра­ жается в том, что он обеспечивает связность арктических терри то ­ рий с «материком», а также — что бывает не менее важно! — между собой. Примером может служить проект магистрали «Северный широтный ход», которая спо соб ­ на соединить западную и восточ­ ную части ЯН АО : без этой ж е ­ лезнодорожной артерии целый ряд крупных инвестиционных проектов на территории региона оказываются нерентабельными. В перспективе заслуживает вни ­ мания роль Северного морско­ го пути не только как транзитной магистрали, но и как драйвера развития арктических терри то ­ рий России. Ряд зарубежных кейсов (в частности, опыт Аляски) свиде­ тельствуют о том, что роль стей­ кхолдера может быть присуща и строительному комплексу. Его стратегические функции различ­ ны на разных фазах конъюнктур­ ных циклов добычи сырья: в фазе роста он может становиться круп­ нейшим работодателем региона, а на фазе спада и стагнации при сохранении постоянного населе­ ния конвертируется в комплекс девелоперских и риэлтерских у с ­ луг [14]. Таким образом, в развитии арктических территорий может быть стратегически заинтересо­ ван весьма разнообразный круг стейкхолдеров. Это порождает потребность в выполнении еще одной функции: стратегической координации. Эту функцию, как правило, выполняют региональ­ ные власти. Исключение состав­ ляют «особые» территории (см. следующий абзац). Координи­ рующая роль региональных вла- стей ,ко торую они выполняют на фазе роста добычи сырья, сменя­ ется антикризисными функциями на фазе спада, когда необходимо придать процессу «сжатия» посе­ лений управляемый характер (см. примеч. 2 и 4). В дополнение к приведенным четырём типам «обычных» терри ­ торий, следует в качестве спец ­ ифической категории выделить «особые» территории, где ключе­ вым актором развития выступает федеральный центр — это посе­ ления, которые в силу ряда о б ­ стоятельств обладают стратеги­ ческой значимостью для страны с точки зрения развития арктиче­ ской тематики. Заключение С точки зрения определе ­ ния целей развития арктиче­ ские поселения в существен­ но большей степени зависят от позиции федерального ц е н ­ тра: без его заинтересованно­ сти в развитии муниципалите­ та и готовности поддерживать данное развитие конкретны ­ ми мерами (формами поддерж­ ки) многие терри тории не будут формировать и развивать тра ­ диционные населённые пункты с постоянной численностью на­ селения, а обойдутся вахтовы­ ми посёлками. При этом страте­ гическими субъектами развития муниципалитетов в Арктике мо ­ гут активно выступать местное население и бизнес (добываю­ щие, транспортные, а, возможно, и строительные компании), при условии, что муниципальное о б ­ разование имеет хорошие э к о ­ номические перспективы, либо историко-культурный п о тенц и ­ ал, представляющий ценность для населения. Доля м уници ­ пальных образований в р о с с и й ­ ской Арктике, развитие которых полностью предопределяется федеральным центром, не так уж высока. | Государственная политика в Арктике | Красникова Т.С., Марача В.Г. | 1 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz