Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
Между тем, в ряде стран, име ющих арктические территории, произошла смена п р и о р и т е тов в их освоении : в результате, несмотря на то, что на практи ке вахтовый метод освоения ме сторождения по-прежнему п р е обладает, как экономически более целесообразный, мейн стримом становится стим улиро вание на государственном у р о в не социально-экономического развития поселений арктиче ской зоны. Фактически, ответ на вопрос, стоит ли осваивать ме сторождения арктических т е р риторий вахтовым методом или необходимо полноценно раз вивать постоянные поселения с комфортными социал ьно -э кономическими условиями, л е жит сегодня не столько в п л о скости оценки экономической предпочтительности первого или второго варианта освоения месторождения, а в плоскости геополитических приоритетов стратегического развития стра ны. Например, «Северная стра тегия Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее», о п р е делившая приоритеты развития северных терри торий Канады, способствует развитию п о с то янных поселений на севере Ка нады за счёт существенных на логовых преференций и прямых инвестиций в развитие арктиче ских городов — тем самым, госу дарство подтверждает избран ные им приоритеты развития арктических терри торий [8; 9]. В той или иной степени меры с т и мулирования социал ьно -эконо мического развития арктических поселений присутствуют в д о к у ментах стратегического плани рования северных терри торий большинства стран, имеющих ар ктические терри тории [10]. Таким образом, цели разви тия арктических поселений уста навливаются не на уровне му ниципальных образований или даже регионов, а на федераль ном уровне — как минимум, и с хо дя из того, играет ли данное п о селение стратегически значимую роль для решения задач, кото рые федеральный центр считает приоритетными, а также готов ли федеральный центр поддержать поселение не только на уровне установления приоритетов, но и при формировании планов меро приятий и источников их финан сирования. Указ Президента Рос сийской Федерации от 5 марта 2020 года № 164 «Об основах го сударственной политики Россий ской Федерации в Арктике на пе риод до 2035 года» установил в качестве одной из целей «повы шение качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации», но при этом объём финансирования соответствую щей программы ещё до пандемии COV ID -19 был существенно ур е зан. Никаких институциональных механизмов (например, особых налоговых режимов, которые п о зволяли бы большую часть нало гов оставлять на местном уровне) не принято. Фактически, реаль ную помощь получают только о т дельные арктические поселения, имеющие особую значимость для реализации крупных проектов. Например, Мурманск получил федеральное финансирование развития порта на условиях ГЧП. Если муниципальное обра зование не имеет стратегиче ской значимости для Российской Федерации в целом, то в опро сы освоения месторождений, к решению которых приурочено создание населённых пунктов в Арктике в большинстве случа ев, могут быть решены вахтовым методом; если же муниципаль ное образование (или какие-ли бо объекты и/или проекты на его территории) имеет стратегиче ское значение для Федерации, то его развитие должно быть не только зафиксировано как п р и оритетное в документах стра тегического целеполагания, но и иметь конкретные меры под держки развития в документах программного уровня. При этом необходимо учитывать, что «в на стоящий момент можно конста тировать наличие определённых несоответствий и неточностей между документами стратегиче ского планирования уровня целе- полагания и программирования в отношении Арктики» [11]. Стейкхолдеры и ресурсы развития арктический поселе ний: кто готов обеспе чивать развитие аркти ческих территорий? Характеризуя стейкхолде ров развития арктический п о се лений, начнём со стратегических субъектов, под которыми мы б у дем понимать акторов, с п о с о б ных вкладывать в муниципальное развитие собственные ресурсы. Работая с территориями Центральной России, мы п р и выкли считать, что их основные стратегические субъекты — это, преимущественно, муниципаль ные и региональные органы власти. Бизнес вкладывается в развитие этих терри торий на н е сколько порядков меньше, даже в моногородах, а население, хотя и заинтересовано обсуждать в о просы развития муниципалитета, редко полноценно готово вклю чаться (в т. ч. вкладываться) в раз витие территории. Между тем, арктические территории имеют свою специфику — здесь сплошь и рядом мы сталкиваемся с ситуа цией, когда основными стратеги ческими субъектами их развития оказываются не органы власти. Однако, многое зависит от типа территории. Предлагаем рассмотреть типоло гию аркти ческих терри торий (рис. 1), о п и раясь на различие в таких факто рах, как наличие исторического | Государственная политика в Арктике | Красникова Т.С., Марача В.Г. | 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz