Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.

ляется, по мнению авторов, в: a) человеческом факторе, ко ­ торый во многом определяет­ ся ответственностью людей, ка­ чеством человеческого капитала, социальной сплочённостью на­ селения; b) профессиональном, компе­ тентном управлении процессами в АЗРФ; c) наличии нормативно-пра­ вовой базы для решения возника­ ющих проблем сбережения окру­ жающей среды; d) необходимости баланса между экономикой и экологией; e) сроках внедрения совре ­ менных природосохраняющих технологий, инноваций в прак­ тику деятельности, в наличии и н ­ вестиций для этого, так как такой подход ведёт к росту себестои­ мости добываемых ресурсов, уве ­ личению расходов; f) наличии инфраструкту­ ры для обеспечения необходи­ мого уровня свободы передви­ жения людей, финансов, товаров и услуг, информации, а также в обоснованном снятии существу­ ющих ограничений трансгранич­ ной мобильности туристов, путе­ шественников, коренных народов (визы, квоты, таможни и т. п.) [2]. В начале марта 2020 года, Президент России В. В. Путин подписал Указ «Об основах го ­ сударственной политики Рос­ сийской Федерации в Арктике на период до 2035» — один из важ­ нейших программных докумен­ тов. В документе названы осно в ­ ные национальные интересы в этом регионе: обеспечение су­ веренитета и территориальной целостности России, сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодно­ го партнёрства, а также обеспе ­ чение высокого качества жизни и благосостояния населения ар­ ктической зоны страны. А р к т и ­ ка — это, с одной стороны, стра­ тегическая ресурсная база, но и уникальная хрупкая арктическая природа, среда для обитания и традиционного образа жизни ко ­ ренных народов региона [3]. Экспертный центр «ПОРА» старается быть в этом тренде и рассматривать основные для реги­ она вопросы со стороны «антро- поцентричности»: важен аспект проживания человека на Крайнем Севере в непростых условиях. Че­ ловек — во главе: его пребывание в регионе, работа, досуг, условия проживания, социальные льготы и т. д. Коротко соответствующую за­ дачу ЭЦ «ПОРА» можно сформу­ лировать так: «привлечь людей, улучшить условия». В настоящее время на согла­ совании в Правительстве РФ, на­ ходится проект «Стратегии раз­ вития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Можно смело сказать, что каждый сотрудник ЭЦ «ПОРА» внёс вклад в подготовку этого важнейшего для развития ре ги­ она документа. Многоуровневое обсуждение Стратегии «Арктика 2035» — один из успешных п р о ­ ектов, реализованных в конце 2019 года ЭЦ «ПОРА» совмест­ но с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Это как раз и является отличным п р и ­ мером того, как общественная о р ­ ганизация может помочь власти и государственным структурам. Кейс «Многоуровневое о б ­ суждение стратегии «Арктика — 2035»: ПОРА услышать ре гио ­ ны» был выставлен Экспертным центром «ПОРА» в номинации «Продвижение государствен­ ных, общественных и социаль­ ных программ» [4] и вошёл в шорт-лист «Серебряного лучни­ ка 2019» — национальной премии в области развития обществен­ ных связей. Проект отмечен, как яркий и архиважный, а методи­ ка — новаторской. Эксперты п р о ­ ектного офиса за 2,5 месяца п р о ­ вели 10 стратегических сессий в 10 регионах АЗРФ и две ярких пресс-конференции — а нон сир у ­ ющую, в пресс-центре «Комсо­ мольской правды» и итоговую в РИА «Новости». Это был «арктический» ма­ рафон, по городам Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Архангельск, Мурманск, Сале­ хард, Дудинка, Нарьян-Мар, Вор­ кута, Якутск. Анадырь. В каждом регионе сотрудники ПОРА с о ­ вместно с администрациями ре ­ гионов организовали и прове­ ли стратегические сессии на высоком региональном уровне с участием администрации, о б ­ щественных организаций, б и з ­ | Спецпроекты | Горецкая М.Р., Романова Д .Д ., Воротников А .М . | 9 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz