Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №3.
ляется, по мнению авторов, в: a) человеческом факторе, ко торый во многом определяет ся ответственностью людей, ка чеством человеческого капитала, социальной сплочённостью на селения; b) профессиональном, компе тентном управлении процессами в АЗРФ; c) наличии нормативно-пра вовой базы для решения возника ющих проблем сбережения окру жающей среды; d) необходимости баланса между экономикой и экологией; e) сроках внедрения совре менных природосохраняющих технологий, инноваций в прак тику деятельности, в наличии и н вестиций для этого, так как такой подход ведёт к росту себестои мости добываемых ресурсов, уве личению расходов; f) наличии инфраструкту ры для обеспечения необходи мого уровня свободы передви жения людей, финансов, товаров и услуг, информации, а также в обоснованном снятии существу ющих ограничений трансгранич ной мобильности туристов, путе шественников, коренных народов (визы, квоты, таможни и т. п.) [2]. В начале марта 2020 года, Президент России В. В. Путин подписал Указ «Об основах го сударственной политики Рос сийской Федерации в Арктике на период до 2035» — один из важ нейших программных докумен тов. В документе названы осно в ные национальные интересы в этом регионе: обеспечение су веренитета и территориальной целостности России, сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодно го партнёрства, а также обеспе чение высокого качества жизни и благосостояния населения ар ктической зоны страны. А р к т и ка — это, с одной стороны, стра тегическая ресурсная база, но и уникальная хрупкая арктическая природа, среда для обитания и традиционного образа жизни ко ренных народов региона [3]. Экспертный центр «ПОРА» старается быть в этом тренде и рассматривать основные для реги она вопросы со стороны «антро- поцентричности»: важен аспект проживания человека на Крайнем Севере в непростых условиях. Че ловек — во главе: его пребывание в регионе, работа, досуг, условия проживания, социальные льготы и т. д. Коротко соответствующую за дачу ЭЦ «ПОРА» можно сформу лировать так: «привлечь людей, улучшить условия». В настоящее время на согла совании в Правительстве РФ, на ходится проект «Стратегии раз вития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Можно смело сказать, что каждый сотрудник ЭЦ «ПОРА» внёс вклад в подготовку этого важнейшего для развития ре ги она документа. Многоуровневое обсуждение Стратегии «Арктика 2035» — один из успешных п р о ектов, реализованных в конце 2019 года ЭЦ «ПОРА» совмест но с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Это как раз и является отличным п р и мером того, как общественная о р ганизация может помочь власти и государственным структурам. Кейс «Многоуровневое о б суждение стратегии «Арктика — 2035»: ПОРА услышать ре гио ны» был выставлен Экспертным центром «ПОРА» в номинации «Продвижение государствен ных, общественных и социаль ных программ» [4] и вошёл в шорт-лист «Серебряного лучни ка 2019» — национальной премии в области развития обществен ных связей. Проект отмечен, как яркий и архиважный, а методи ка — новаторской. Эксперты п р о ектного офиса за 2,5 месяца п р о вели 10 стратегических сессий в 10 регионах АЗРФ и две ярких пресс-конференции — а нон сир у ющую, в пресс-центре «Комсо мольской правды» и итоговую в РИА «Новости». Это был «арктический» ма рафон, по городам Москва, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Архангельск, Мурманск, Сале хард, Дудинка, Нарьян-Мар, Вор кута, Якутск. Анадырь. В каждом регионе сотрудники ПОРА с о вместно с администрациями ре гионов организовали и прове ли стратегические сессии на высоком региональном уровне с участием администрации, о б щественных организаций, б и з | Спецпроекты | Горецкая М.Р., Романова Д .Д ., Воротников А .М . | 9 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz