Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
Схема 3. Арктическая зона Российской Федерации[10]. СССР. Уже здесь отчётливо вид ны два направления организации работ, связанных с планировани ем и управлением развития тер риторий. Одно из них связано с решением определенной задачи. Территориальная проекция здесь возникает в связи с масштабно стью задачи и территориальной привязкой её объектов — таковы электрификация, а позже, напри - мер, эвакуация промышленности в 1941 г., освоение целинных земель или строительство Байкало-Амур ской магистрали. Другое направ ление ориентировано задачей хозяйственно-экономической ор ганизации жизни территории в це лом, т. е. развитие территории как таковой. Таковы (хотя и с некото рой натяжкой), например, эконо мическое районирование или со здание совнархозов. По многим причинам, по отношению к круп ным территориальным единицам, преобладающим был и остаётся первый тип организации терри ториального управления (второй подход сегодня, в принципе, может быть базовым в управлении горо дами и, в некоторых случаях, субъ ектами Федерации). И, в общем, нет никаких оснований полагать, что в отношении развития Аркти ческой зоны, дело будет обстоять иначе. Учёные всегда выступают за комплексный подход[8], но их раз работки носят исследовательский и, что принципиально важно, всег- да открытый, незаконченный ха рактер. Это связано с динамичной природой науки и научного знания, принципиально подверженных критике и изменению / развитию. Управленцам же, наоборот, требу ются закрытые системы представ лений, которые позволяют видеть и строить цельные и обозримые системы деятельности. И, посколь ку в принятии решений и органи зации деятельности, последнее слово всегда остается именно за управленцами[ 9 ], решения, опре деляющие развитие территорий, всегда оказываются локальными, как бы учёные ни призывали к «си стемному учету всей совокупно- сти обстоятельств». Понятно, что с увеличением размеров и неодно родности территории, по отноше нию к которой строится действие, разрыв между масштабами связан ных с ней требований и возмож ностей управленческого действия нарастает. В работе с такой огром ной территорией как Арктика, с её разными природными условия ми, разным уровнем освоенности и сложными перекрытиями разных систем управления (схема 3) этот разрыв неизбежно будет прояв лять себя более чем заметно. На какой опыт организации управленческой деятельности мы опираемся, разворачивая рабо ту по управлению развитием А р ктики? В исторических примерах территориального управления и планирования, приведённых выше, отношения между его участниками строились очень по-разному: от политико-экономических и воен ных форматов в античной Аттике до административных и идеологи- чески-вдохновлённых при разра ботке ГОЭЛРО. | Государственная политика в Арктике | Балобанов А.Е. | 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz