Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
Таким образом, в группу ин теллектуально одаренных попа дают люди по разным критери ям: как по результатам тестов, так и по критериям реальных дости жений. Творческая одарённость Творчество порождается по требностью человека в снятии напряжения, возникающего в си туации незавершенности или не определенности. Творческий че ловек отличается обостренным восприятием недостатков, де фектов, недостающих элементов, пробелов в знаниях, дисгармо нии. Соответственно, творческая одаренность характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблем, от крытостью окружающему миру, чувствительностью к пробле мам и гибкостью в их решении; стремлением создавать соб ственные связи, открывать соб ственный порядок. Основные показатели оценки творческой одаренности: — беглость (скорость проду цирования новых идей), — оригинальность (редкость идеи, ее неповторимость в боль шой выборке), — разработанность (детали зация, проработанность), — гибкость (умение изменять направление мышления, пере страиваться, переходить от одно го класса идей к другим). Важными условиями реализа ции творческих возможностей, в числе прочих, выступают: — поддержка со стороны, — опыт проживания в других странах и регионах, — раннее овладение другими языками, — и другие. Художественно -эстетиче ская одарённость Основой художественного та ланта является эстетическое отно- более благоприятен для художе ственного развития — большин ство маленьких детей обладают богатыми предпосылками эсте тического отношения к действи тельности и демонстрируют способности к разным видам ху дожественного творчества. То есть, в случае художественной одаренности мы можем говорить о шение к действительности, прису щее в той или иной степени всем людям, но особенно развитое у ху дожественно одаренных людей. Молодые люди, обладающие дан ным видом таланта, характеризу ются особым мировосприятием, отличающимся высокой чуткостью к, казалось бы, нейтральным пред метам, внешние свойства которых ими воспринимаются как вырази тельные, говорящие. Художествен но одаренных людей отлича ет повышенная чувствительность, эмоциональность и критичность. Переживания такого рода сильны и убедительны, они могут встретить непонимание со стороны людей, воспринимающих мир по-друго му, что необходимо учитывать при создании молодежных программ. По наблюдениям и экспери ментальным исследованиям, мож но заключить, что дошкольный и младший школьный возраст наи явлении широко представленной возрастной одаренности. Однако современная система школьного образования не способствует раз витию художественных задатков, так как ориентирована, в основ ном, на модель научного, рацио нального, аналитического способа познания мира. Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что к подрост ковому и юношескому возрасту лишь отдельные молодые люди проявляют ярко выраженные ху дожественные способности. У художественно одаренных формируется восприятие себя как творческой личности и эта грань самоотношения очень важна для них. Большинство из них указы вают на значимость для них мо тива самоактуализации. Художе ственно одаренные отличаются более острым переживанием чув ства одиночества, которое обычно не является результатом реальных | Культура и общество, народные праздники | Л укина В.Б. 8 7 Фото из архива автора
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz