Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

Таким образом, в группу ин­ теллектуально одаренных попа­ дают люди по разным критери­ ям: как по результатам тестов, так и по критериям реальных дости­ жений. Творческая одарённость Творчество порождается по­ требностью человека в снятии напряжения, возникающего в си­ туации незавершенности или не­ определенности. Творческий че­ ловек отличается обостренным восприятием недостатков, де­ фектов, недостающих элементов, пробелов в знаниях, дисгармо­ нии. Соответственно, творческая одаренность характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблем, от­ крытостью окружающему миру, чувствительностью к пробле­ мам и гибкостью в их решении; стремлением создавать соб­ ственные связи, открывать соб­ ственный порядок. Основные показатели оценки творческой одаренности: — беглость (скорость проду­ цирования новых идей), — оригинальность (редкость идеи, ее неповторимость в боль­ шой выборке), — разработанность (детали­ зация, проработанность), — гибкость (умение изменять направление мышления, пере­ страиваться, переходить от одно­ го класса идей к другим). Важными условиями реализа­ ции творческих возможностей, в числе прочих, выступают: — поддержка со стороны, — опыт проживания в других странах и регионах, — раннее овладение другими языками, — и другие. Художественно -эстетиче­ ская одарённость Основой художественного та­ ланта является эстетическое отно- более благоприятен для художе­ ственного развития — большин­ ство маленьких детей обладают богатыми предпосылками эсте­ тического отношения к действи­ тельности и демонстрируют способности к разным видам ху­ дожественного творчества. То есть, в случае художественной одаренности мы можем говорить о шение к действительности, прису­ щее в той или иной степени всем людям, но особенно развитое у ху­ дожественно одаренных людей. Молодые люди, обладающие дан­ ным видом таланта, характеризу­ ются особым мировосприятием, отличающимся высокой чуткостью к, казалось бы, нейтральным пред­ метам, внешние свойства которых ими воспринимаются как вырази­ тельные, говорящие. Художествен­ но одаренных людей отлича­ ет повышенная чувствительность, эмоциональность и критичность. Переживания такого рода сильны и убедительны, они могут встретить непонимание со стороны людей, воспринимающих мир по-друго­ му, что необходимо учитывать при создании молодежных программ. По наблюдениям и экспери­ ментальным исследованиям, мож­ но заключить, что дошкольный и младший школьный возраст наи­ явлении широко представленной возрастной одаренности. Однако современная система школьного образования не способствует раз­ витию художественных задатков, так как ориентирована, в основ­ ном, на модель научного, рацио­ нального, аналитического способа познания мира. Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что к подрост­ ковому и юношескому возрасту лишь отдельные молодые люди проявляют ярко выраженные ху­ дожественные способности. У художественно одаренных формируется восприятие себя как творческой личности и эта грань самоотношения очень важна для них. Большинство из них указы­ вают на значимость для них мо­ тива самоактуализации. Художе­ ственно одаренные отличаются более острым переживанием чув­ ства одиночества, которое обычно не является результатом реальных | Культура и общество, народные праздники | Л укина В.Б. 8 7 Фото из архива автора

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz