Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

S. одарённых детей, оказание им m психологической помощи и под­ а £ держки возможно, если: а а ^ 1) проводить диагностику ин- <5 теллектуального развития детей и разрабатывать рекомендации для участников образовательно­ го процесса; 2) создавать условия для ор­ ганизации дифференцирован­ ного обучения и формирования профессиональной компетент­ ности личности учителя в работе с одарёнными детьми; 3) осуществлять адапта­ цию учебной программы, нагруз­ ки, образовательных технологий к возрастным и индивидуал ь- но-личностным возможностям и потребностям учеников. При определении направ­ ления учебно-воспитательного процесса в работе с одарённы- ми детьми образовательное уч­ реждение опирается на следую­ щие ориентиры: — наличие природных спо­ собностей к активному и целос­ тному мировоззрению; — познавательный интерес; — высокий уровень интеллек­ туального развития; — нестандартность мышле­ ния; — оригинальность в решении вопросов и задач; — целенаправленность в вы­ боре видов деятельности; — высокий уровень созна­ тельности и культуры; — инициативно-активная от­ ветственность; — достаточный уровень реф­ лексии и самоконтроля. Разнообразные виды чело­ веческой деятельности требуют разных видов одарённости, типов личностной направленности. Раз­ личают следующие виды талант­ ливости: — общая интеллектуальная; — академическая, в т. ч. мате­ матическая; — творческая; — художественно-эстетиче­ ская; — коммуникативная, в т. ч. ли­ дерская; — психомоторная; — практическая; — духовно-ценностная. Особенности и потребности разных групп талантливой моло­ дежи сильно различаются, они нуждаются в разных программах поддержки. Система мероприя­ тий тесно связано с основной де­ ятельностью талантливых и ини­ циативных молодых людей Рассмотрим некоторые из них. Общая познавательная одарённость Общая познавательная (ин­ теллектуальная) одарённость проявляется во всех видах интел­ лектуальной деятельности: наука, медицина, преподавание, инже­ нерные разработки и т. п. Суще­ ствуют разные типы интеллекту­ альной одарённости: 1. Лица с высоким IQ: более 135-140 (условно их можно на­ звать «сообразительными»). 2. Лица с высоким уровнем академической успешности «бле­ стящие ученики». 3. Лица с высоким уровнем развития творческих показате­ лей, выявленных в тестах на кре­ ативность («креативы»). 4. Лица с высокой успеш­ ностью в выполнении реальных видов деятельности, имеющих большой объём реальных зна­ ний, большой практический опыт работы в определённой сфере («компетентные специалисты»). 5. Лица с экстраординарными достижениями в определённой области, в той или иной мере об­ щественно признанных формах («талантливые»). 6. Лица с экстраординарны­ ми интеллектуальными возмож­ ностями, связанными с анализом оценкой предсказанием челове­ ческого поведения, жизни людей («мудрые»). 8 6 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz