Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
S. одарённых детей, оказание им m психологической помощи и под а £ держки возможно, если: а а ^ 1) проводить диагностику ин- <5 теллектуального развития детей и разрабатывать рекомендации для участников образовательно го процесса; 2) создавать условия для ор ганизации дифференцирован ного обучения и формирования профессиональной компетент ности личности учителя в работе с одарёнными детьми; 3) осуществлять адапта цию учебной программы, нагруз ки, образовательных технологий к возрастным и индивидуал ь- но-личностным возможностям и потребностям учеников. При определении направ ления учебно-воспитательного процесса в работе с одарённы- ми детьми образовательное уч реждение опирается на следую щие ориентиры: — наличие природных спо собностей к активному и целос тному мировоззрению; — познавательный интерес; — высокий уровень интеллек туального развития; — нестандартность мышле ния; — оригинальность в решении вопросов и задач; — целенаправленность в вы боре видов деятельности; — высокий уровень созна тельности и культуры; — инициативно-активная от ветственность; — достаточный уровень реф лексии и самоконтроля. Разнообразные виды чело веческой деятельности требуют разных видов одарённости, типов личностной направленности. Раз личают следующие виды талант ливости: — общая интеллектуальная; — академическая, в т. ч. мате матическая; — творческая; — художественно-эстетиче ская; — коммуникативная, в т. ч. ли дерская; — психомоторная; — практическая; — духовно-ценностная. Особенности и потребности разных групп талантливой моло дежи сильно различаются, они нуждаются в разных программах поддержки. Система мероприя тий тесно связано с основной де ятельностью талантливых и ини циативных молодых людей Рассмотрим некоторые из них. Общая познавательная одарённость Общая познавательная (ин теллектуальная) одарённость проявляется во всех видах интел лектуальной деятельности: наука, медицина, преподавание, инже нерные разработки и т. п. Суще ствуют разные типы интеллекту альной одарённости: 1. Лица с высоким IQ: более 135-140 (условно их можно на звать «сообразительными»). 2. Лица с высоким уровнем академической успешности «бле стящие ученики». 3. Лица с высоким уровнем развития творческих показате лей, выявленных в тестах на кре ативность («креативы»). 4. Лица с высокой успеш ностью в выполнении реальных видов деятельности, имеющих большой объём реальных зна ний, большой практический опыт работы в определённой сфере («компетентные специалисты»). 5. Лица с экстраординарными достижениями в определённой области, в той или иной мере об щественно признанных формах («талантливые»). 6. Лица с экстраординарны ми интеллектуальными возмож ностями, связанными с анализом оценкой предсказанием челове ческого поведения, жизни людей («мудрые»). 8 6 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz