Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
поддержка таких проектов. И тут очень важно участие Агентства по развитию человеческого ка питала (АРЧК) Дальнего Востока, которое в конце прошлого года получило новые полномочия по обеспечению регионов россий ской Арктики высококвалифици рованными специалистами. По нашему мнению, увели чение количества профессио нальных кадров должно идти с двух сторон. То есть, государ ство должно одновременно обу чать коренное население на тер ритории АЗРФ и формировать специалистов в столице и других крупных городах, готовых рабо тать в реальных условиях АЗРФ. Владимир Путин поручил Ми нистерству науки и высшего об разования РФ решить вопрос по возобновлению целевого обу чения в вузах ребят из числа ко ренных малочисленных народов крайнего Севера. По мере модернизации ин новационных технологий в рам ках агропромышленного ком плекса, активно практикуется вовлечение коренных народов Севера в процессы его развития. Их участие в традиционных от раслях хозяйствования даёт им чувство уверенности в будущем, способствует позитивному из менению их заработной платы и психо-физического здоровья. Как уже было продемонстриро вано, введение санкций, разви тие традиционных отраслей за нятости у коренных народов Севера позволяет обеспечивать продовольственную безопас ность страны. А это способству ет появлению и развитию там та ких современных направлений, как туризм с участием народов Севера, фармацевтика и косме тология. Именно таким образом экономика Арктики совершит переход от ресурсной модели к инновационно-социальной. 3. Проблема подготовки мо лодых кадров Что касается подготовки мо лодых кадров для освоения АЗРФ, то этим занимаются около 30 ву зов РФ, но только 5 из них распо лагаются на территории Арктиче ской зоны. Нельзя точно назвать профессии в АЗРФ, которые бу дут крайне востребованы через несколько лет, но в целом мож но сказать, что сбалансирован ной системы подготовки кадров нет. В современном мире отчет ливо прослеживается динамика изменений, и становится более важно ответить на опредёленный вопрос: «Какие специалисты бу дут востребованы в будущем?». Речь идёт о специфической тер ритории, и поэтому главной за дачей становится именно ответ на данный вопрос,ведь в Аркти ке — одна из мощных основ буду щего нашей страны и глобального прорыва в развитии современной экономики. «Взаимодействие об разовательных учреждений и биз неса развивается, но пока уровень его недостаточен. На сегодняш ний день только 5 % образователь ных программ реализуются вме сте с работодателями. Несмотря на то, что количество обучающих ся в указанных 30 вузах достаточ но велико — 61 тыс. человек, суще ствует определённый дисбаланс: большинство специалистов гото вятся не по тем специальностям, что востребованы на арктическом рынке труда» [12]. Научно-образовательными точками роста, расположенными в АЗРФ, считаются Северо-Вос точный федеральный универси тет имени М.К. Аммосова (СВФУ) и Северный (Арктический) фе деральный университет им. М.В. Ломоносова (САФУ). По итогам составления единого рейтинга вузов было замечено, что учеб ные заведения, связанные с ар ктической спецификой, находят ся во второй половине списка. Согласно «Рейтингу вузов РА «Эксперт» — 2016» СВФУ зани мает 45 место, а САФУ вообще не вошёл в ТОП-100, как, в общем, и остальные региональные вузы АЗРФ. Кадры для Арктики так же готовятся и в неарктических вузах: Сибирский федеральный университет (СФУ, 15 место в 2016 г.), Дальневосточный феде ральный университет (36 место) и другие. По опыту предыдущих лет стоит сказать, что именно инженерный корпус можно счи тать основным стержнем кадро вого репертуара инновационно го развития. Хоть инженерное образование для развития А р ктики пользуется низким спро- | Социальная сфера | Подопросветова Н.И., Воротников А .М . 7 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz