Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

поддержка таких проектов. И тут очень важно участие Агентства по развитию человеческого ка­ питала (АРЧК) Дальнего Востока, которое в конце прошлого года получило новые полномочия по обеспечению регионов россий­ ской Арктики высококвалифици­ рованными специалистами. По нашему мнению, увели­ чение количества профессио­ нальных кадров должно идти с двух сторон. То есть, государ­ ство должно одновременно обу­ чать коренное население на тер­ ритории АЗРФ и формировать специалистов в столице и других крупных городах, готовых рабо­ тать в реальных условиях АЗРФ. Владимир Путин поручил Ми­ нистерству науки и высшего об­ разования РФ решить вопрос по возобновлению целевого обу­ чения в вузах ребят из числа ко­ ренных малочисленных народов крайнего Севера. По мере модернизации ин­ новационных технологий в рам­ ках агропромышленного ком­ плекса, активно практикуется вовлечение коренных народов Севера в процессы его развития. Их участие в традиционных от­ раслях хозяйствования даёт им чувство уверенности в будущем, способствует позитивному из­ менению их заработной платы и психо-физического здоровья. Как уже было продемонстриро­ вано, введение санкций, разви­ тие традиционных отраслей за­ нятости у коренных народов Севера позволяет обеспечивать продовольственную безопас­ ность страны. А это способству­ ет появлению и развитию там та­ ких современных направлений, как туризм с участием народов Севера, фармацевтика и косме­ тология. Именно таким образом экономика Арктики совершит переход от ресурсной модели к инновационно-социальной. 3. Проблема подготовки мо­ лодых кадров Что касается подготовки мо­ лодых кадров для освоения АЗРФ, то этим занимаются около 30 ву­ зов РФ, но только 5 из них распо­ лагаются на территории Арктиче­ ской зоны. Нельзя точно назвать профессии в АЗРФ, которые бу­ дут крайне востребованы через несколько лет, но в целом мож­ но сказать, что сбалансирован­ ной системы подготовки кадров нет. В современном мире отчет­ ливо прослеживается динамика изменений, и становится более важно ответить на опредёленный вопрос: «Какие специалисты бу­ дут востребованы в будущем?». Речь идёт о специфической тер­ ритории, и поэтому главной за­ дачей становится именно ответ на данный вопрос,ведь в Аркти­ ке — одна из мощных основ буду­ щего нашей страны и глобального прорыва в развитии современной экономики. «Взаимодействие об­ разовательных учреждений и биз­ неса развивается, но пока уровень его недостаточен. На сегодняш­ ний день только 5 % образователь­ ных программ реализуются вме­ сте с работодателями. Несмотря на то, что количество обучающих­ ся в указанных 30 вузах достаточ­ но велико — 61 тыс. человек, суще­ ствует определённый дисбаланс: большинство специалистов гото­ вятся не по тем специальностям, что востребованы на арктическом рынке труда» [12]. Научно-образовательными точками роста, расположенными в АЗРФ, считаются Северо-Вос­ точный федеральный универси­ тет имени М.К. Аммосова (СВФУ) и Северный (Арктический) фе­ деральный университет им. М.В. Ломоносова (САФУ). По итогам составления единого рейтинга вузов было замечено, что учеб­ ные заведения, связанные с ар­ ктической спецификой, находят­ ся во второй половине списка. Согласно «Рейтингу вузов РА «Эксперт» — 2016» СВФУ зани­ мает 45 место, а САФУ вообще не вошёл в ТОП-100, как, в общем, и остальные региональные вузы АЗРФ. Кадры для Арктики так­ же готовятся и в неарктических вузах: Сибирский федеральный университет (СФУ, 15 место в 2016 г.), Дальневосточный феде­ ральный университет (36 место) и другие. По опыту предыдущих лет стоит сказать, что именно инженерный корпус можно счи­ тать основным стержнем кадро­ вого репертуара инновационно­ го развития. Хоть инженерное образование для развития А р ­ ктики пользуется низким спро- | Социальная сфера | Подопросветова Н.И., Воротников А .М . 7 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz