Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

1. Кадры, в которых нуждает­ ся АЗРФ В данный момент для рабо­ ты на арктических территори­ ях нужны как грамотные управ­ ленцы и специалисты рабочих профессий, так и кадры для вос­ требованных в будущем профес­ сий, которые хорошо знакомы со спецификой Арктики [4]. Речь идёт о том, что уже существую­ щие профессии в сфере управ­ ления, образования, здравоохра­ нения или рабочие профессии конечно необходимы в АРЗФ, но уже в усовершенствованном виде, то есть, со знанием и прак­ тикой применения технологий, которые смогут облегчить и обе­ зопасить человека в Арктике. Так можно говорить об IT-технологи­ ях, с помощью которых допусти­ мо применение дистанционного способа контроля и управления технологическими процессами, что позволяет снижать длитель­ ность пребывания людей на от­ крытом воздухе. Ведь сейчас идёт век прогресса в области циф- ровизации, и поэтому, говоря о развитии АЗРФ, важно учиты­ вать и использовать новые раз­ работки, современные техноло­ гии, а также совершенствовать то, что уже практикуется. Так, с июля 2017 года действует программа «Цифровая экономика Россий­ ской Федерации», основной це­ лью которой является создание экосистемы, условий институци­ онального и инфраструктурного характера, повышение конкурен­ тоспособности на глобальном рынке цифровой экономики Рос- сии[5, стр. 98-111, 6]. На мировом и российском уровне ожидается увеличение положительного вли­ яния цифровизации на все сферы жизни общества: возрастёт коли­ чество рабочих мест, улучшится качество и уровень жизни людей, а также повысится конкуренто­ способность бизнеса. Неотъем­ лемым элементом цифровизации экономики является экономика знаний как базис формирования информационного общества. В свою очередь, основными факто­ рами экономики знаний являются развитие знаний и человеческий капитал, который формирует, по­ требляет и воспроизводит ин­ формацию во всех сферах жизни и отраслях экономики. Говоря о будущих кадрах для Арктики, необходимо подумать о создании и использовании новых профессий или «профессий бу­ дущего». Сегодня уже ведутся ра­ боты по разработке новых про­ фессиональных стандартов для «профессий будущего» на феде­ ральном и региональных уровнях, и становится понятным в каких новых и перспективных профес­ сиях нуждается АЗРФ. «Среди ар­ ктических «профессий будуще­ го», которые на данный момент возникают на горизонте: опе­ ратор беспилотных летатель­ ных аппаратов для разведки ме­ сторождений; системный горный инженер; экоаналитик в добыва­ ющих отраслях; инженер авто­ матизированных систем по мо­ ниторингу, разработке, добыче и переработке месторождений по­ лезных ископаемых; специалист по обработке и интерпретации наземных геофизических данных; оператор по контролю и управ­ лению траекторией бурения (гео­ навигации) скважин; специалист в области рационального приро­ допользования в нефтегазовом секторе, сити-фермер, специа­ лист по возобновляемой энер­ гетике и др.»[5, стр. 98-111]. Хоро ­ шую возможность для регионов при прогнозировании необхо­ димых профессий представляет «Атлас новых профессий», подго­ товленный в Сколково [7]. Арктика — огромный ресурс­ ный регион, который будет обе­ спечивать страну в будущем. К 2050 году около 3 0 % всех угле­ водородов будут добываться, да и перерабатываться в Аркти­ ке [8]. Например, уже есть про­ екты строительства газохими­ ческих производств в АЗРФ. Совершенно очевидно, что пои­ ски и эксплуатация месторожде­ ний полезных ископаемых будут длиться несколько десятков лет, поэтому большинство инвести­ ционных программ, которые свя­ заны с развитием АРЗФ, имеют долгосрочную перспективу. По мнению авторов, благодаря высо­ кому спросу на арктическую ми­ нерально-сырьевую базу, будет поддерживаться и спрос на со­ временный, технологически про­ двинутый, высококвалифициро­ ванный персонал. Сейчас транспортная инфра­ структура Арктики слабо развита, и есть территории, где она про­ сто отсутствует, а поэтому начи­ нают внедряться такие продукты новейших технологий, как беспи­ лотные летательные аппараты (БПЛА, дроны), умеющие рабо­ тать в суровых климатических ус­ ловиях Арктики. Российская не­ фтяная компания «Роснефть» уже планирует с использовани­ ем беспилотников вести съём­ ки местности для использования преимущества получения фо­ тографий с хорошим качеством при создании ортофотопланов. В «Газпром нефти» для разработки таких программ создан специаль­ ный технопарк. Также нужно обратить вни­ мание на использование в про­ мышленном производстве робо­ тотехники, которое уже набирает популярность, так как планирует­ ся добиться автоматических про­ цессов производства по прин­ ципу «роботы делают роботов». В АЗРФ находятся такие круп­ ные промышленные предпри­ ятия России, как АО «Апатит», АО «Производственное объеди­ нение «Северное машиностро­ ительное предприятие», ФГУП «Атомфлот», Заполярный филиал ПАО ГМК «Норильский никель» и др., которые обеспечивают ра­ ботой большое количество лю­ дей, в том числе коренных жите­ | Социальная сфера | Подопросветова Н .И., Воротников А .М . 7 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz