Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
от своих поставщиков соблюдение Стандарта. Принцип сквозного мониторин га (4.8.) релевантен Глобальной И ни циативе по отчётности, и это тре бует более полного и регулярного изучения воздействия деятельно сти компаний на окружающую сре ду и местные сообщества. Внедряе мое Международной финансовой Корпорацией «Руководство взаимо действия с заинтересованными сто ронами» также во многом переклика ется со Стандартом, многие критерии которого требуют проведения кон сультаций с местными сообществами и учёта их мнений по широкому кру гу вопросов. Стандарт подробно регламенти рует принципы и правила деятельно сти компаний в Арктике. Принцип его построения не многим отличается от международных стандартов, прини маемых компаниями добровольно. Отчётность составляется по большей части из тех данных, которые собира ются организациями согласно уже су ществующим требованиям. Наиболее затратные мероприятия могут потре боваться для выполнения принципа 4.8. по сквозному мониторингу. Но поскольку Стандарт содержит прин цип открытости (5.3.) и предполага ет проведение актуализации поло жений Стандарта, то это препятствие может быть устранено Могут быть найдены формы взаимодействия раз личных компаний, органов власти и населения, которые позволят сни зить стоимость выполнения данно го принципа. Внедрение, безусловно, потребует организационных и обра зовательных мероприятий. Базовым подходом к внедре нию Стандарта является его добро вольное принятие. Однако, возможны стимулирующие меры, которые мо гут быть приняты на уровне Субъекта Федерации, в который входит Аркти ческая территория. Такими мерами могут быть условия участия в кон курсах на обеспечение региональ ных закупок товаров и услуг. Кроме того, крупные предприятия, присое динившиеся к Стандарту, будут при влекать своих более мелких подряд чиков и поставщиков к аналогичным действиям. Планируется, что в тече ние 5-7 лет работа в рамках стандар та станет элементом корпоративной культуры предприятий. Заключение Арктическая зона РФ (АЗРФ) — стратегически важный реги он России: АЗРФ занимает 30% тер ритории страны, при этом в ней соз дается 12-15% ВВП и обеспечивается около четверти экспорта. Появление новых технологических возможно стей освоения традиционных ви дов ресурсов и появление новых ви дов ресурсов, а также частичное или полное исчерпание ресурсов в более низких широтах во многом обуслови ли всплеск активности всех участни ков процесса освоения Арктики. Од нако не последнюю роль в растущем интересе к АЗРФ играет и то, что в на стоящее время нет ни одного между народного документа, который опре делял бы стандарты деятельности, обеспечивающие экологическую без опасность Арктической зоны. По мнению многих экспертов, Россия, как арктическое государство, обладающее самой большой площа дью арктических территорий в мире (43% площади Арктического регио на планеты), должна иметь основопо лагающий документ международно го характера, который определял бы стандарты экологически безопасной деятельности в Арктике. При этом существующая нормативная база не отражает и принципиально не может отразить все аспекты природополь зования в АЗРФ. Происходит это не Литература потому, что нормативная база несо вершенна, а потому, что огромное количество аспектов не может быть встроено в закон. Не всегда есть не обходимость жёстко регулировать деятельность, и зачастую достаточ но руководствоваться определен ными принципами в её организации для снижения рисков экологических катастроф. Принятие экологическо го стандарта арктическими страна ми может стать одной из важнейших задач деятельности Российской Фе дерации в предстоящий период её Председательства в Арктическом Со вете. Национальный общественный стандарт «Экологическая безопас ность Арктики» разработан Обще ственной комиссией по направле нию «Экология» Межрегиональной общественной организации «Ассо циация полярников» (АСПОЛ) под председательством вице-президента АСПОЛ по направлению «Экология» О.М. Бударгина. Стандарт разработан коллективом авторов: Котельников В.А., Ключникова Е.М., Кильдюшова И.А., Саркова О.М., Васильева Ж.В. при содействии сотрудников Инсти тута проблем промышленной эколо гии Севера РАН под редакцией Н.А. Кашулина, В.А. Маслобоева. Коллектив авторов благодарит Чупрова В.А., Митько А.В., Дроздо ва Д.С., Кругликову Е.М., Холмянско- го М.А., Шавыкина А.А. за внесённые предложения, поправки и важные критические замечания. 1. Национальный общественный стандарт «Экологическая безопасность Арктики» / Ко тельников В. А., Ключникова Е. М., Кильдюшова И. А., Саркова О. М., Васильева Ж. В. при со действии сотрудников Института проблем промышленной экологии Севера РАН., Под ред. Кашулина Н. А., Маслобоева В. А., М.: «Либри Плюс», 2016. 88 с. 2. PORTER M. E., KRAMER M. R. STRATEGY AN D SOCIETY: THE LINK BETWEEN COMPETITIVE ADVANTAGE AND CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / / HARVARD BUSINESS REV. BOSTON, 2006, VOL. 84, N 12. P.78-92 Literature 1. National public standard "Environmental security in the Arctic" / Kotelnikov V. A., Klyuchnikova E. M., Kildyushova I. A., Sarkova O. M., Vasilyeva J.V. with the assistance o f members o f the Institute o f industrial ecology problems o f the North RAS., Ed. Kashulina N. A., Masloboeva V. A. M.: "Libri Plus", 2016. 88 p. 2.. PORTER M. E., KRAMER M. R. STRATEGY AND SOCIETY: THE LINK BETWEEN COMPETITIVE ADVANTAGE AND CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / / HARVARD BUSINESS REV. BOSTON, 2006, VOL. 84, N 12. P.78-92 4 4 | А Р К Т И К А — 2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 2 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz