Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

от своих поставщиков соблюдение Стандарта. Принцип сквозного мониторин­ га (4.8.) релевантен Глобальной И ни ­ циативе по отчётности, и это тре­ бует более полного и регулярного изучения воздействия деятельно­ сти компаний на окружающую сре­ ду и местные сообщества. Внедряе­ мое Международной финансовой Корпорацией «Руководство взаимо­ действия с заинтересованными сто­ ронами» также во многом переклика­ ется со Стандартом, многие критерии которого требуют проведения кон­ сультаций с местными сообществами и учёта их мнений по широкому кру­ гу вопросов. Стандарт подробно регламенти­ рует принципы и правила деятельно­ сти компаний в Арктике. Принцип его построения не многим отличается от международных стандартов, прини­ маемых компаниями добровольно. Отчётность составляется по большей части из тех данных, которые собира­ ются организациями согласно уже су­ ществующим требованиям. Наиболее затратные мероприятия могут потре­ боваться для выполнения принципа 4.8. по сквозному мониторингу. Но поскольку Стандарт содержит прин­ цип открытости (5.3.) и предполага­ ет проведение актуализации поло­ жений Стандарта, то это препятствие может быть устранено Могут быть найдены формы взаимодействия раз­ личных компаний, органов власти и населения, которые позволят сни­ зить стоимость выполнения данно­ го принципа. Внедрение, безусловно, потребует организационных и обра­ зовательных мероприятий. Базовым подходом к внедре­ нию Стандарта является его добро­ вольное принятие. Однако, возможны стимулирующие меры, которые мо­ гут быть приняты на уровне Субъекта Федерации, в который входит Аркти­ ческая территория. Такими мерами могут быть условия участия в кон­ курсах на обеспечение региональ­ ных закупок товаров и услуг. Кроме того, крупные предприятия, присое­ динившиеся к Стандарту, будут при­ влекать своих более мелких подряд­ чиков и поставщиков к аналогичным действиям. Планируется, что в тече­ ние 5-7 лет работа в рамках стандар­ та станет элементом корпоративной культуры предприятий. Заключение Арктическая зона РФ (АЗРФ) — стратегически важный реги­ он России: АЗРФ занимает 30% тер­ ритории страны, при этом в ней соз­ дается 12-15% ВВП и обеспечивается около четверти экспорта. Появление новых технологических возможно­ стей освоения традиционных ви­ дов ресурсов и появление новых ви­ дов ресурсов, а также частичное или полное исчерпание ресурсов в более низких широтах во многом обуслови­ ли всплеск активности всех участни­ ков процесса освоения Арктики. Од­ нако не последнюю роль в растущем интересе к АЗРФ играет и то, что в на­ стоящее время нет ни одного между­ народного документа, который опре­ делял бы стандарты деятельности, обеспечивающие экологическую без­ опасность Арктической зоны. По мнению многих экспертов, Россия, как арктическое государство, обладающее самой большой площа­ дью арктических территорий в мире (43% площади Арктического регио­ на планеты), должна иметь основопо­ лагающий документ международно­ го характера, который определял бы стандарты экологически безопасной деятельности в Арктике. При этом существующая нормативная база не отражает и принципиально не может отразить все аспекты природополь­ зования в АЗРФ. Происходит это не Литература потому, что нормативная база несо­ вершенна, а потому, что огромное количество аспектов не может быть встроено в закон. Не всегда есть не­ обходимость жёстко регулировать деятельность, и зачастую достаточ­ но руководствоваться определен­ ными принципами в её организации для снижения рисков экологических катастроф. Принятие экологическо­ го стандарта арктическими страна­ ми может стать одной из важнейших задач деятельности Российской Фе­ дерации в предстоящий период её Председательства в Арктическом Со­ вете. Национальный общественный стандарт «Экологическая безопас­ ность Арктики» разработан Обще­ ственной комиссией по направле­ нию «Экология» Межрегиональной общественной организации «Ассо­ циация полярников» (АСПОЛ) под председательством вице-президента АСПОЛ по направлению «Экология» О.М. Бударгина. Стандарт разработан коллективом авторов: Котельников В.А., Ключникова Е.М., Кильдюшова И.А., Саркова О.М., Васильева Ж.В. при содействии сотрудников Инсти­ тута проблем промышленной эколо­ гии Севера РАН под редакцией Н.А. Кашулина, В.А. Маслобоева. Коллектив авторов благодарит Чупрова В.А., Митько А.В., Дроздо­ ва Д.С., Кругликову Е.М., Холмянско- го М.А., Шавыкина А.А. за внесённые предложения, поправки и важные критические замечания. 1. Национальный общественный стандарт «Экологическая безопасность Арктики» / Ко­ тельников В. А., Ключникова Е. М., Кильдюшова И. А., Саркова О. М., Васильева Ж. В. при со­ действии сотрудников Института проблем промышленной экологии Севера РАН., Под ред. Кашулина Н. А., Маслобоева В. А., М.: «Либри Плюс», 2016. 88 с. 2. PORTER M. E., KRAMER M. R. STRATEGY AN D SOCIETY: THE LINK BETWEEN COMPETITIVE ADVANTAGE AND CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / / HARVARD BUSINESS REV. BOSTON, 2006, VOL. 84, N 12. P.78-92 Literature 1. National public standard "Environmental security in the Arctic" / Kotelnikov V. A., Klyuchnikova E. M., Kildyushova I. A., Sarkova O. M., Vasilyeva J.V. with the assistance o f members o f the Institute o f industrial ecology problems o f the North RAS., Ed. Kashulina N. A., Masloboeva V. A. M.: "Libri Plus", 2016. 88 p. 2.. PORTER M. E., KRAMER M. R. STRATEGY AND SOCIETY: THE LINK BETWEEN COMPETITIVE ADVANTAGE AND CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / / HARVARD BUSINESS REV. BOSTON, 2006, VOL. 84, N 12. P.78-92 4 4 | А Р К Т И К А — 2 0 3 5 : актуальные вопросы, проблемы, решения | 2 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz