Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

ся или потребляться в Арктической зоне РФ. Исходя из выше изложенного, Национальный общественный стан­ дарт экологической безопасности в Арктике: — должен исключать ведом­ ственный или отраслевой подход; — должен являться базовым до­ кументом для формирования терри­ ториальных актов; — рассчитан на то, что объектом стандартизации является отдельное предприятие. Национальный характер Стан­ дарта выражается в том, что он раз­ работан для применения на суве­ ренных территориях Российской Арктической зоны с учётом россий­ ского законодательства для работы в российском правовом поле. Стан­ дарт является функциональным про­ должением документов: «Основы государственной политики Россий­ ской Федерации в Арктике на пери­ од до 2020 года и дальнейшую пер­ спективу», «Экологическая доктрина Российской Федерации», «Морская доктрина Российской Федерации». Национальный характер Стандарта не исключает присоединение к стан­ дарту иностранных организаций, ра­ ботающих на территории Арктиче­ ской зоны РФ. Общественный характер стан­ дарта выражается, прежде всего, в принципе добровольности, то есть Стандарт не является обязательным к исполнению, однако, организации, принимающие стандарт, берут на себя обязательства по выполнению его критериев добровольно, осозна­ вая важность сохранения целостно­ сти окружающей среды, соблюдения норм безопасности и ответственно­ сти за качество жизни перед будущи­ ми поколениями. Проверить своё со­ ответствие принципам Стандарта и заявить о принятии норм стандарта организация может самостоятельно, используя материалы 4-го раздела. Однако, функционирование стандар­ та как системы подразумевает со­ здание экспертного совета, который возьмёт на себя функции провер­ ки соответствия деятельности сер­ тифицируемой организации нормам стандарта. Экспертный совет должен быть выборным органом и состоять из представителей организаций уже присоединившихся к стандарту, на­ учных работников и представителей власти. Состав и численность экс­ пертного совета, а также его полно­ мочия определяются на первом засе­ дании представителей организаций готовых принять Стандарт. Грядущие вызовы по освое­ нию природных ресурсов Аркти­ ки и обеспечения еёэкологической безопасности определяются задача­ ми, формализованными в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Эти задачи включают в себя: — реализацию конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ре­ сурсов; — структурную перестройку эко­ номики в Арктической зоне Россий­ ской Федерации на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона; — повышение экономической эффективности освоения минераль­ но-сырьевой базы и водных био­ логических ресурсов арктического региона за счёт использования ком­ плексного подхода и природных осо­ бенностей; — создание и развитие инфра­ структуры и системы управления коммуникациями Северного морско­ го пути для решения задач обеспече­ ния евразийского транзита; — завершение создания единого информационного пространства А р ­ ктической зоны Российской Федера­ ции; — превращение Арктической зоны Российской Федерации в веду­ щую стратегическую ресурсную базу Российской Федерации; — рациональное реагирование на глобальные изменения окружаю­ щей среды и климата. Национальный общественный стандарт «Экологическая безопас­ ность Арктики» базируется на клю­ чевых принципах устойчивого раз­ вития. Главный из них — принцип «разрушения барьеров», подразуме­ вающий равнозначность экономиче­ ских, экологических и социальных аспектов любой деятельности. Ни одна компания не может получать прибыль за счёт деятельности, раз­ рушающей жизнь местных сообществ или наносящей ущерб окружающей среде. Воплощение этого принципа красной нитью проходит сквозь весь документ. Особенно отчётливо это видно на примере разделов: 4.4. «Учёт прав и интересов ко­ ренных народов»; 4.5. «Разумное природопользо­ вание», включающий в себя критерий 4.5.3 — «ведения сертифицируемой компанией хозяйственной деятель­ ности методами, способствующи­ ми укреплению и диверсификации местной экономики, недопущению зависимости местного сообщества от одного вида продукции (критерий 4.5.3 Стандарта); 4.6. «Минимизация негативно­ го воздействия на окружающую сре­ ду» [1]. Принципы Стандарта также со­ ответствуют лучшим существующим практикам в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО). Согласно модели М. Портера и М. Креймера [2], социальную ответ­ ственность можно условно разде­ лить на пять стадий. Выполнение Стандарта стимулирует компании действовать согласно самым высоким стадиям развития корпоративной со­ циальной ответственности. Это стра­ тегическая стадия, когда компания интегрирует КСО в стратегию свое­ го развития, ориентируясь при этом на долгосрочную перспективу (прин­ ципы 4.5., 4.7., 5.), и Гражданская ста­ дия, когда компания прилагает усилия для продвижения принципов КСО (Стандарта) в деловом сообществе, проводя информирование и требуя | Экология и устойчивое развитие | Маслобоев В.А., Ключникова Е.М. | 4 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz