Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
ся или потребляться в Арктической зоне РФ. Исходя из выше изложенного, Национальный общественный стан дарт экологической безопасности в Арктике: — должен исключать ведом ственный или отраслевой подход; — должен являться базовым до кументом для формирования терри ториальных актов; — рассчитан на то, что объектом стандартизации является отдельное предприятие. Национальный характер Стан дарта выражается в том, что он раз работан для применения на суве ренных территориях Российской Арктической зоны с учётом россий ского законодательства для работы в российском правовом поле. Стан дарт является функциональным про должением документов: «Основы государственной политики Россий ской Федерации в Арктике на пери од до 2020 года и дальнейшую пер спективу», «Экологическая доктрина Российской Федерации», «Морская доктрина Российской Федерации». Национальный характер Стандарта не исключает присоединение к стан дарту иностранных организаций, ра ботающих на территории Арктиче ской зоны РФ. Общественный характер стан дарта выражается, прежде всего, в принципе добровольности, то есть Стандарт не является обязательным к исполнению, однако, организации, принимающие стандарт, берут на себя обязательства по выполнению его критериев добровольно, осозна вая важность сохранения целостно сти окружающей среды, соблюдения норм безопасности и ответственно сти за качество жизни перед будущи ми поколениями. Проверить своё со ответствие принципам Стандарта и заявить о принятии норм стандарта организация может самостоятельно, используя материалы 4-го раздела. Однако, функционирование стандар та как системы подразумевает со здание экспертного совета, который возьмёт на себя функции провер ки соответствия деятельности сер тифицируемой организации нормам стандарта. Экспертный совет должен быть выборным органом и состоять из представителей организаций уже присоединившихся к стандарту, на учных работников и представителей власти. Состав и численность экс пертного совета, а также его полно мочия определяются на первом засе дании представителей организаций готовых принять Стандарт. Грядущие вызовы по освое нию природных ресурсов Аркти ки и обеспечения еёэкологической безопасности определяются задача ми, формализованными в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Эти задачи включают в себя: — реализацию конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ре сурсов; — структурную перестройку эко номики в Арктической зоне Россий ской Федерации на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона; — повышение экономической эффективности освоения минераль но-сырьевой базы и водных био логических ресурсов арктического региона за счёт использования ком плексного подхода и природных осо бенностей; — создание и развитие инфра структуры и системы управления коммуникациями Северного морско го пути для решения задач обеспече ния евразийского транзита; — завершение создания единого информационного пространства А р ктической зоны Российской Федера ции; — превращение Арктической зоны Российской Федерации в веду щую стратегическую ресурсную базу Российской Федерации; — рациональное реагирование на глобальные изменения окружаю щей среды и климата. Национальный общественный стандарт «Экологическая безопас ность Арктики» базируется на клю чевых принципах устойчивого раз вития. Главный из них — принцип «разрушения барьеров», подразуме вающий равнозначность экономиче ских, экологических и социальных аспектов любой деятельности. Ни одна компания не может получать прибыль за счёт деятельности, раз рушающей жизнь местных сообществ или наносящей ущерб окружающей среде. Воплощение этого принципа красной нитью проходит сквозь весь документ. Особенно отчётливо это видно на примере разделов: 4.4. «Учёт прав и интересов ко ренных народов»; 4.5. «Разумное природопользо вание», включающий в себя критерий 4.5.3 — «ведения сертифицируемой компанией хозяйственной деятель ности методами, способствующи ми укреплению и диверсификации местной экономики, недопущению зависимости местного сообщества от одного вида продукции (критерий 4.5.3 Стандарта); 4.6. «Минимизация негативно го воздействия на окружающую сре ду» [1]. Принципы Стандарта также со ответствуют лучшим существующим практикам в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО). Согласно модели М. Портера и М. Креймера [2], социальную ответ ственность можно условно разде лить на пять стадий. Выполнение Стандарта стимулирует компании действовать согласно самым высоким стадиям развития корпоративной со циальной ответственности. Это стра тегическая стадия, когда компания интегрирует КСО в стратегию свое го развития, ориентируясь при этом на долгосрочную перспективу (прин ципы 4.5., 4.7., 5.), и Гражданская ста дия, когда компания прилагает усилия для продвижения принципов КСО (Стандарта) в деловом сообществе, проводя информирование и требуя | Экология и устойчивое развитие | Маслобоев В.А., Ключникова Е.М. | 4 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz