Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
Колотилин Андриан/ GeoPhoto.ru площадью арктических территорий в мире, должна иметь основополага ющий документ национального ха рактера, который бы определял стан дарты экологически безопасной деятельности в Арктике, поскольку вне экологической безопасности не может существовать экономической деятельности, являющейся основой социального развития страны. Основной причиной необходи мости настоящего стандарта являет ся то, что существующая нормативная база не отражает и принципиально не может отразить все аспекты приро допользования в Арктической зоне. Происходит это не потому, что нор мативная база несовершенна, а пото му, что огромное количество аспек тов не может быть встроено в закон, и не всегда есть необходимость жест ко регулировать деятельность. Зача стую достаточно руководствоваться определёнными принципами в её ор ганизации для снижения рисков эко логических катастроф. Кроме того, при росте интенсив ности использования Арктической зоны будут возникать новые прин ципы хозяйствования и новые риски. Нормативная база не может опера тивно реагировать на такие измене ния, и в этом случае Стандарт, вклю чающий в себя базовые принципы природопользования и обеспечения экологической безопасности вполне может, если не заменить закон в пол ной мере, то хотя бы обеспечить об щественно приемлемые форматы де ятельности в арктических регионах. Для осуществления процесса стандартизации деятельности в А р ктической зоне, требуется доработать и формализовать на национальном уровне принципы рационального и эффективного использования природ ных ресурсов Арктики, исключающие прямой перенос «южных» техноло гий без прохождения процесса регио нальной адаптации и апробации. Кро ме того, следует заменить изживший себя на настоящем этапе развития от раслевой подход освоения природных ресурсов Арктики, поскольку при со временном уровне разделения труда невозможно в рамках одной отрасли, а тем более в рамках одного предприя тия решить все проблемы обеспечения экологической безопасности произ водства. В первую очередь стандарти зация должна повлиять на существу ющую нормативную базу, которая не соответствует документу «Основы го сударственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Таким образом, в процессе стан дартизации должны быть решены сле дующие проблемы нормативной базы: — множественность и ведом ственность нормативно-правовых актов, стандартов, регулирующих экологические вопросы по разным направлениям, в том числе распро страняющиеся на Арктическую зону РФ, но не учитывающие её природ ные особенности; — отсутствие во многих отрасле вых актах учёта инициатив Междуна родных организаций в области защи ты окружающей среды; — отсутствие механизма по лучения новых знаний о структур но-функциональной организации арктических экосистем, механизмах устойчивости и их включения в су ществующие правовые акты, носящие регулирующий характер для отдель ных видов деятельности; — отсутствие требований по ре гиональной адаптации и апробации технологий добычи и переработки природных ресурсов Арктики; — отсутствие механизма учё та значительных различий террито рий российского сектора Арктики, чрезвычайно высокого разнообра зия ландшафтов и климатических ус ловий; — отсутствие базовых доку ментов национального характера, как основы для формирования уз коспециализированных, отраслевых нормативных актов имеющих терри ториальную привязку для отраслей промышленности, причастных к ис пользованию природных ресурсов и формирующих свою нормативную базу; — не разработаны подходы к определению допустимого антропо генного воздействия и нагрузок на арктические экосистемы; — экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду не распространяется на все проекты намечаемой хозяйственной деятельности в Арктической зоне РФ; — не предусмотрен учёт особых природно-климатических условий в технических регламентах для про дукции, которая может производить 4 2 I А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz