Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
£ Северо-Западном проходе. Тран- о зитный потенциал СМП позволя- eoP ет сокращать морской путь между ^ портами Европы и Азиатско-Тихо- | океанского региона на 50% . а е U ов СМП —это магистральная э цель развития российской Аркти- ^ ки, которая предполагает развитие международного сотрудничества с заинтересованными страна- ми-партнёрами по перевозке по лезных ископаемых на рынки Ев ропы и Азии, а также транзитной проводке российскими ледоко лами иностранных судов кругло годично. Огромную роль в АЗРФ играют геополитические предпо чтения. В период санкций труд но стало сотрудничать с Западом, происходит «Поворот на Восток». В условиях нынешних экономиче ских реалий нужно искать выход на новые рынки, и тут следует ис пользовать интерес к проекту со стороны азиатских инвесторов. Поэтому пока в перспективе мож но говорить как о наиболее веро ятном, в том числе и для разви тия российской инфраструктуры, о сотрудничестве со странами Се веро-Восточной Азии. Так, СМП будет развиваться как транспор тно-логистический сектор между Азией и Европой, а также как сер висный сектор в рамках реализа ции крупных, прежде всего, энер гетических проектов. Основными проблемами социально-экономи ческого развития АЗРФ являются отсутствие достаточного количе ства судов, средств на восстанов ление инфраструктуры и людей, которые бы развивали Арктику. Развитие СМП жизненно важ но для местных жителей. В Со ветское время по СМП осущест влялись регулярные поставки «северного завоза», что невозмож но в полной мере сегодня. На се годняшний день система портов СМП не позволяет использовать инфраструктуру в этих целях. Пе риодически возникают перебои с «северным завозом». Устанав ливаемые сроки завоза жизнен но необходимых, товаров, топлива и продовольствия почти ежегодно срываются. Например, такая про блема присутствует в Республике Саха (Якутия), когда во время лет ней навигации по реке Лена по ставщики не успевают доставить весь планируемый объём грузов, который потом доставляют грузо выми машинами по зимникам. В связи с планами освоения Арктического региона существует потребность подготовки специа лизированных кадров для реализа ции масштабных инвестиционных проектов на Крайнем Севере. Се годня одна из наиболее актуаль ных проблем — отток населения Арктики. Доля населения АЗРФ в численности населения России невелика — 1,6%. В состав населе ния российской Арктики входят группы коренных малочисленных народов Севера, средние по чис ленности народы, такие как якуты, коми, переселенцы периода про мышленного освоения (20-80-е гг. XX века), потомки первооткрыва телей и русских старожилов. Так | Экология и устойчивое развитие | Максимова Д.Д. 3 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz