Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

£ Северо-Западном проходе. Тран- о зитный потенциал СМП позволя- eoP ет сокращать морской путь между ^ портами Европы и Азиатско-Тихо- | океанского региона на 50% . а е U ов СМП —это магистральная э цель развития российской Аркти- ^ ки, которая предполагает развитие международного сотрудничества с заинтересованными страна- ми-партнёрами по перевозке по­ лезных ископаемых на рынки Ев­ ропы и Азии, а также транзитной проводке российскими ледоко­ лами иностранных судов кругло­ годично. Огромную роль в АЗРФ играют геополитические предпо­ чтения. В период санкций труд­ но стало сотрудничать с Западом, происходит «Поворот на Восток». В условиях нынешних экономиче­ ских реалий нужно искать выход на новые рынки, и тут следует ис­ пользовать интерес к проекту со стороны азиатских инвесторов. Поэтому пока в перспективе мож­ но говорить как о наиболее веро­ ятном, в том числе и для разви­ тия российской инфраструктуры, о сотрудничестве со странами Се­ веро-Восточной Азии. Так, СМП будет развиваться как транспор­ тно-логистический сектор между Азией и Европой, а также как сер­ висный сектор в рамках реализа­ ции крупных, прежде всего, энер­ гетических проектов. Основными проблемами социально-экономи­ ческого развития АЗРФ являются отсутствие достаточного количе­ ства судов, средств на восстанов­ ление инфраструктуры и людей, которые бы развивали Арктику. Развитие СМП жизненно важ­ но для местных жителей. В Со ­ ветское время по СМП осущест­ влялись регулярные поставки «северного завоза», что невозмож­ но в полной мере сегодня. На се­ годняшний день система портов СМП не позволяет использовать инфраструктуру в этих целях. Пе­ риодически возникают перебои с «северным завозом». Устанав­ ливаемые сроки завоза жизнен­ но необходимых, товаров, топлива и продовольствия почти ежегодно срываются. Например, такая про­ блема присутствует в Республике Саха (Якутия), когда во время лет­ ней навигации по реке Лена по­ ставщики не успевают доставить весь планируемый объём грузов, который потом доставляют грузо­ выми машинами по зимникам. В связи с планами освоения Арктического региона существует потребность подготовки специа­ лизированных кадров для реализа­ ции масштабных инвестиционных проектов на Крайнем Севере. Се­ годня одна из наиболее актуаль­ ных проблем — отток населения Арктики. Доля населения АЗРФ в численности населения России невелика — 1,6%. В состав населе­ ния российской Арктики входят группы коренных малочисленных народов Севера, средние по чис­ ленности народы, такие как якуты, коми, переселенцы периода про­ мышленного освоения (20-80-е гг. XX века), потомки первооткрыва­ телей и русских старожилов. Так­ | Экология и устойчивое развитие | Максимова Д.Д. 3 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz