Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

и обеспечению устойчивого раз­ вития»^]. Наконец, 1 апреля 1996 года Указом Президента РФ была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчи­ вому развитию»[3]. В дальнейшем специальных документов, в назва­ нии которых фигурировало имен­ но «устойчивое развитие» не было. Что касается Арктики, то этот регион для России является од­ ним из приоритетных направле­ ний социально-экономического развития страны. 2 мая 2014 г. Пре­ зидент России В. Путин подписал указ № 296 «О сухопутных тер­ риториях Арктической зоны Рос­ сийской Федерации»[4], который пока определяет границы Аркти­ ческой зоны РФ (далее — АЗРФ). В состав АЗРФ вошли арктиче­ ские районы девяти субъектов Российской Федерации: Мур­ манская область, Ненецкий, Яма­ ло-Ненецкий, Чукотский авто­ номные округа, Республика Саха (Якутия) и Карелия, Красноярский край, Архангельская область, Ре­ спублика Коми. Однако границы АЗРФ продолжают уточняться. У некоторых регионов есть претен­ зии о включении дополнительных арктических районов в АЗРФ. А р ­ ктическая стратегия России до не­ давнего времени определялась тремя документами: Основы го­ сударственной политики Россий­ ской Федерации в Арктике на пе­ риод до 2020 года и дальнейшую перспективу (2008 г.); Стратегия развития Арктической зоны Рос­ сийской Федерации и обеспе­ чения национальной безопасно­ сти на период до 2020 года (2013 г.); редакция 2017 г. государствен­ ной программы «Социально-эко­ номическое развитие Арктиче­ ской зоны Российской Федерации до 2025 года» (2014 г.). В настоящее время по поручению Президента РФ Министерством Российской Федерации по развитию Дальне­ го Востока и Арктики разрабаты­ вается проект стратегии разви­ тия Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года. Итак, в России устойчивое развитие рассматривают только со стороны одного из трех аспек­ тов. В отечественном научном дис­ курсе чаще всего можно встретить исследования об экологических проблемах, также есть работы о со­ циальных проблемах, реже пишут, что устойчивым может быть эконо­ мическое развитие. Еще реже при­ сутствует комплексный подход к изучению экономико-эколого-со- циальных аспектов устойчивого развития. В официальных докумен­ тах этот термин встречается ред­ ко. В то же время пока новая аркти­ ческая стратегия не утверждена, проанализируем на наличие тер­ мина «устойчивое развитие» ре­ дакцию 2017 г. государственной программы «Социально-эконо­ мическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2025 года». Так, в госпрограмме по Арктике слова с корнем «устойчи­ вый» употребляются 16 раз на 140 страницах текста. Из них 5 раз сло­ восочетание «устойчивое разви­ тие», причем в разных контекстах: «устойчивое развитие ядерного оружейного комплекса», «устойчи­ вое развитие КМНС», «устойчивое развитие сопутствующих отраслей промышленности», «цели устойчи­ вого развития и повышение бла­ госостояния населения», «условия устойчивого развития региональ­ ных экосистем». Еще 4 раза упо­ требляется слово «устойчивость» в контексте: «устойчивость объекта инфраструктуры», «устойчивость развивающихся технико-техно­ логических систем и оборудова­ ния для добычи», «устойчивость системы расселения», «устойчи­ вость экономики». Прилагатель­ ное «устойчивый» используется 7 раз: «устойчивое социально-эко­ номическое развитие», «устойчи­ вая круглогодичная работа СМП», «устойчивое обеспечение эконо­ мики страны запасами минераль­ ного сырья», «создание устойчивых предпосылок для комплексного социально-экономического раз­ вития», «устойчивое повышение уровня и качества жизни населе­ ния», «устойчивое воспроизвод­ ство минерально-сырьевой базы», «устойчивая система расселения». Таким образом, в госпрограмме по Арктике нет определения того, что понимается под устойчивым раз­ витием. Это говорит о том, что пе­ ред авторами госпрограммы либо не ставилась задача сформулиро­ вать принципы устойчивого разви­ тия Арктики, либо в России пока не сложилось четкого понимания что такое устойчивое развитие. Зато можно утверждать, что авторы счи­ тают этот термин применимым в совершенно разных смыслах. В то же время наиболее распростра­ ненным не только в госпрограмме, а в целом в российском научном дискурсе выражением является «социально-экономическое раз­ витие». В настоящее время Россия готовится к новому этапу соци­ ально-экономического разви­ тия Арктики. Но одним из основ­ ных препятствий экономического развития АЗРФ является пробле­ ма восстановления инфраструк­ туры, местами ее надо строить заново. Северный морской путь (далее — СМП) станет магистраль­ ным, сквозным для всех участву­ ющих субъектов, проектом АЗРФ. Как заявил В. Путин, к 2025 г. гру­ зопоток на Северном морском пути должен вырасти в 10 раз —до 80 млн тонн. Например, до насто­ ящего времени навигация по А р ­ ктике была затруднена из-за дли­ тельного ледостава, но глобальное потепление может изменить эту ситуацию. Через 40-50 лет на гла­ венствующие позиции в структуре всемирной торговли могут выйти товаропотоки, которые проходят через транспортно-коммуникаци­ онные магистрали Арктики. В А р ­ ктическом регионе наибольший интерес вызывают перспектив­ ные маршруты через СМП и Севе­ ро-Западный проход. Причем рос­ сийский Северный морской путь пока рассматривается как наибо­ лее перспективный, поскольку лед здесь тоньше, чем в канадском 3 2 I А Р К ТИ К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz