Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
и обеспечению устойчивого раз вития»^]. Наконец, 1 апреля 1996 года Указом Президента РФ была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчи вому развитию»[3]. В дальнейшем специальных документов, в назва нии которых фигурировало имен но «устойчивое развитие» не было. Что касается Арктики, то этот регион для России является од ним из приоритетных направле ний социально-экономического развития страны. 2 мая 2014 г. Пре зидент России В. Путин подписал указ № 296 «О сухопутных тер риториях Арктической зоны Рос сийской Федерации»[4], который пока определяет границы Аркти ческой зоны РФ (далее — АЗРФ). В состав АЗРФ вошли арктиче ские районы девяти субъектов Российской Федерации: Мур манская область, Ненецкий, Яма ло-Ненецкий, Чукотский авто номные округа, Республика Саха (Якутия) и Карелия, Красноярский край, Архангельская область, Ре спублика Коми. Однако границы АЗРФ продолжают уточняться. У некоторых регионов есть претен зии о включении дополнительных арктических районов в АЗРФ. А р ктическая стратегия России до не давнего времени определялась тремя документами: Основы го сударственной политики Россий ской Федерации в Арктике на пе риод до 2020 года и дальнейшую перспективу (2008 г.); Стратегия развития Арктической зоны Рос сийской Федерации и обеспе чения национальной безопасно сти на период до 2020 года (2013 г.); редакция 2017 г. государствен ной программы «Социально-эко номическое развитие Арктиче ской зоны Российской Федерации до 2025 года» (2014 г.). В настоящее время по поручению Президента РФ Министерством Российской Федерации по развитию Дальне го Востока и Арктики разрабаты вается проект стратегии разви тия Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года. Итак, в России устойчивое развитие рассматривают только со стороны одного из трех аспек тов. В отечественном научном дис курсе чаще всего можно встретить исследования об экологических проблемах, также есть работы о со циальных проблемах, реже пишут, что устойчивым может быть эконо мическое развитие. Еще реже при сутствует комплексный подход к изучению экономико-эколого-со- циальных аспектов устойчивого развития. В официальных докумен тах этот термин встречается ред ко. В то же время пока новая аркти ческая стратегия не утверждена, проанализируем на наличие тер мина «устойчивое развитие» ре дакцию 2017 г. государственной программы «Социально-эконо мическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2025 года». Так, в госпрограмме по Арктике слова с корнем «устойчи вый» употребляются 16 раз на 140 страницах текста. Из них 5 раз сло восочетание «устойчивое разви тие», причем в разных контекстах: «устойчивое развитие ядерного оружейного комплекса», «устойчи вое развитие КМНС», «устойчивое развитие сопутствующих отраслей промышленности», «цели устойчи вого развития и повышение бла госостояния населения», «условия устойчивого развития региональ ных экосистем». Еще 4 раза упо требляется слово «устойчивость» в контексте: «устойчивость объекта инфраструктуры», «устойчивость развивающихся технико-техно логических систем и оборудова ния для добычи», «устойчивость системы расселения», «устойчи вость экономики». Прилагатель ное «устойчивый» используется 7 раз: «устойчивое социально-эко номическое развитие», «устойчи вая круглогодичная работа СМП», «устойчивое обеспечение эконо мики страны запасами минераль ного сырья», «создание устойчивых предпосылок для комплексного социально-экономического раз вития», «устойчивое повышение уровня и качества жизни населе ния», «устойчивое воспроизвод ство минерально-сырьевой базы», «устойчивая система расселения». Таким образом, в госпрограмме по Арктике нет определения того, что понимается под устойчивым раз витием. Это говорит о том, что пе ред авторами госпрограммы либо не ставилась задача сформулиро вать принципы устойчивого разви тия Арктики, либо в России пока не сложилось четкого понимания что такое устойчивое развитие. Зато можно утверждать, что авторы счи тают этот термин применимым в совершенно разных смыслах. В то же время наиболее распростра ненным не только в госпрограмме, а в целом в российском научном дискурсе выражением является «социально-экономическое раз витие». В настоящее время Россия готовится к новому этапу соци ально-экономического разви тия Арктики. Но одним из основ ных препятствий экономического развития АЗРФ является пробле ма восстановления инфраструк туры, местами ее надо строить заново. Северный морской путь (далее — СМП) станет магистраль ным, сквозным для всех участву ющих субъектов, проектом АЗРФ. Как заявил В. Путин, к 2025 г. гру зопоток на Северном морском пути должен вырасти в 10 раз —до 80 млн тонн. Например, до насто ящего времени навигация по А р ктике была затруднена из-за дли тельного ледостава, но глобальное потепление может изменить эту ситуацию. Через 40-50 лет на гла венствующие позиции в структуре всемирной торговли могут выйти товаропотоки, которые проходят через транспортно-коммуникаци онные магистрали Арктики. В А р ктическом регионе наибольший интерес вызывают перспектив ные маршруты через СМП и Севе ро-Западный проход. Причем рос сийский Северный морской путь пока рассматривается как наибо лее перспективный, поскольку лед здесь тоньше, чем в канадском 3 2 I А Р К ТИ К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz