Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

Также, помимо существующих проектов, Россия планирует запу­ стить новые: 1) Арктик СПГ 2 (срок ввода 2023 г.) — проект завода по произ­ водству СПГ на Гыданском полуо­ строве из трёх очередей общей мощностью до 18 млн т. , который реализует компания «Новатэк». Ресурсной базой проекта должно будет стать месторожде­ ние «Утреннее» с доказанными запасами 388,5 млрд куб. м (со­ гласно классификации SEC по состоянию на 31 декабря 2016 г.), расположенного на соседнем с Ямалом Гыданском полуострове. Лицензией на него владеет «доч­ ка» «Новатэка» «Арктик СП Г-2». Предполагается освоение этого месторождения совместно с Ки­ тайской Народной Республикой. 2) Балтийский СПГ (срок за­ пуска — 2023 г.) в порту Усть-Лу- га Ленинградской области, для поставки газа в Атлантику, на Ближний Восток, в Южную Азию. Проектная мощность завода со­ ставляет 10 млн т. Договор подпи­ сан в 2017 г. между «Газпромом» и Shell Роль ресурсной базы бу­ дут выполнять не конкретные ме­ сторождения, а поставки из еди­ ной системы газоснабжения (ЕСГ) «Газпрома». 3) Дальневосточный СПГ бу­ дет работать с заводом «Саха­ лин-1» (307 млн т нефти и 485 млрд куб. м газа) с расчётной мощностью 6,2 млн т. Предпола­ гается строительство порта от­ грузки СПГ для «Сахалин-1». В проекте участвуют: ExxonMobil — 3 0 % (США) (с 1995 г оператор «Сахалин-1»), «Роснефть» — 20%, O NG C Videsh — 2 0 % (Индия), «Содеко» — 3 0 % (Япония). Среди других проектов СПГ в российской Арктике: «Штокмановский СПГ» — про­ ект завода по производству СПГ мощностью 7,5 млн т на ресурс­ ной базе Штокмановского ме­ сторождения шельфа Баренце­ ва моря с запасами 3,8 трлн куб. м газа. Оператором проекта долж­ на была стать компания Shtokman Development AG, в которой 51% принадлежал «Газпрому», 25% — французской Total и ещё 24% — норвежской StatoilHydro. «Печора СПГ» — Проект за­ вода по производству СПГ мощ­ ностью 4 млн т на ресурсной базе Кумжинского и Коровин­ ского месторождений Ненецко­ го автономного округа с общи­ ми запасами 165 млрд куб. м газа по категории АВС1+С2. Оператор проекта — совместное предпри­ ятие «Роснефти» и группы «Алл- тек», созданное в 2015 г. «Сахалин — 3», объём кото­ рого предполагается в разме­ ре — 25,5 млн т. В «Сахалин-3» входит четыре блока место­ рождений: Киринский, Венин- ский, Аяшский и Восточно-Одоп- тинский. Существует и интерес пере­ возчиков к транзитному потен­ циалу СМП, как самому корот­ кому маршруту между Европой и Азией. МТК «Север-Юг» и «Транс­ сиб» могут быть эффективно со­ единены с морским евразийским коридором — Северный морской путь. Северный морской путь — не только является кратчайшим ко­ ридором, соединяющим Европу и Азию, но и богат нефтегазовы­ ми и другими ресурсами. Уже сей­ час на Арктику приходится около 2 0 % ВВП России, при том, что на территории её российской части проживает 2 % населения. Геоло­ гической службой СШ А подсчи­ тано, что на Арктику приходится около 22% мировых неразведан­ ных ресурсов: 90 млрд барре­ лей нефти (13% мировых нераз­ веданных запасов); 1699 трлн кубических футов, что эквива­ лентно 48,13 трлн кубических ме­ тров, природного газа (30% ми­ ровых неразведанных запасов); 44 млрд баррелей газоконденса­ та (20% мировых неразведанных запасов) 7. В 2019 году ледоколы «Ро­ сатома» осуществили провод­ ку 510 судов общей валовой вме­ стимостью 30,28 млн тонн; в 2018 году — было 331 судно и 12,7 млн тонн. Рост обеспечен за счет «Ямал-СПГ». С запуском новых проектов главной задачей ста­ нет соответствующее пополне­ ние ледокольного флота. При этом Счётная палата посчитала, что кассовое исполнение бюд­ жетов федеральных проектов по логистике («Морские порты Рос­ сии», «Севморпуть», «Ж/д транс­ порт и транзит») по состоянию на 01.11.2019 года составило 57,3%. Нормативно-методическая база разработана плохо. Сроки работ не согласованы. Плохо разрабо­ таны инвестиционные докумен­ ты. Всё это внушает определен­ ные опасения, что может быть не достигнут плановый показатель грузооборота Севморпути. Пока официальные оценки, основанные на запросах от компа­ ний, в том числе иностранных, до­ статочно скромные. Максимум — 3 млн тонн в год к 2035 году. В 2019 году транзит составил чуть менее 700 тыс. тонн. Многое зависит от года» / Сайт Администрации Президента РФ / 7 мая 2018 года http //wwwkrem lin ru/events/president/news/57425 (дата обращения 30 03 2019) 7 Circum-Arctic Resource Appraisal Estimates of Undiscovered O il and Gas North o f the Arctic Circle 2008 // URL https //pubsusgsgov/ fs/2008/3049/fs2008-3049 pdf (дата обращения 28 03 2019) | Государственная политика в Арктике | Подберезкина О .А. | 2 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz