Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
организации межведомственно го взаимодействия представляется одним из наиболее острых. Детальной подготовки требует нормативно-правовая документа ция по привлечению, организации местного населения и взаимодей ствию с ним при поиске и спаса нии людей в отдалённых и труд нодоступных местах АЗ РФ, где крайне высока возможность воз никновения чрезвычайных ситуа ций угрожающих жизни и здоро вью людей. Доставка сил и средств профессиональных спасательных подразделений в такие районы имеет временные ограничения, яв ляется финансово-затратной и за частую малоэффективной. 2. С участием экспертов про вести ревизию штатных распи саний, укомплектованности про фессиональных спасательных подразделений аварийно-спаса тельными средствами, имуществом и снаряжением для работы в экс тремальных условиях высоких ши рот. Обеспечить внедрение новых технологий, технических средств и техники, иного имущества обеспе чивающего эффективную работу спасателей в АЗРФ. Особое вни мание уделить современным кос мическим разработкам. 3. Чрезвычайно важным пред ставляется мониторинг с приме нением космических систем. Пер вая апробация аварийных маяков отслеживания перемещений на вездеходной технике в условиях агрессивных природных факторов АЗРФ проводилась в 2008 году, по согласованию с руководством ар тели (рыболовецкого колхоза), в с. Быковский Булунского улуса (рай она) Республики Саха (Якутия) и показала чрезвычайный эффект в части предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций. Дальней шая их разработка и внедрение в народное хозяйство позволит опе ративно, точечно оказывать своев ременную помощь и сократит фи нансовые затраты на организацию и проведение поисково-спаса тельных работ. 4. Актуализировать требова ния к обеспечению безопасности, технологиям и алгоритмам дей ствий по организации и проведе нию поисковых и аварийно-спаса тельных работ с учётом специфики АЗРФ, в т. ч. в малонаселённых и отдалённых районах Российской Федерации. Так в межнавигацион- ный период в акватории Северно го Ледовитого океана в алгоритм действий аварийно-спасательной готовности и применения сил и средств в АЗРФ следует включить ледоколы в период выполнения ими задач в Арктике (в том числе и при выполнении высокоширот ных круизных рейсов). Для чего их надо укомплектовать штатным аварийно-спасательным, водолаз ным снаряжением и имуществом, оборудованием ЛРН. Ледоколь ные аварийно-спасательные груп пы сформировать из числа лично го состава спасателей арктических подразделений МЧС России. В на стоящее время атомные ледоколы используются круглогодично пре имущественно в Западной части Арктики. Дизель-электрические ледоколы используются в основ ном в мелководных районах Ар ктики, на Белом и Балтийском мо рях, обеспечивают проводку судов на Магаданском направлении, в порты Чукотки и Восточной части Арктики. Для обеспечения аварий но-спасательной готовности в акватории территориального морского пространства и во вну тренних морских водах в навига ционный период необходимым представляется наличие судового состава из спасательных буксиров, специализированных аварийных, водолазных, скоростных поиско во-спасательных катеров с ограни ченным районом плавания I-го и II го классов. В исключительной эконо мической зоне ответственно сти Российской Федерации, установленной федеральным за конодательством, международны ми договорами и нормами между народного права к обеспечению аварийно-спасательной готовно сти привлечь многофункциональ ные спасательные суда неограни ченного района плавания. 5. Совершенствовать системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, подготов ки кадров, управления и связи. 6. Направить усилия на созда ние Арктического учебно-трени ровочного полигона по подготов ке как гражданских, так и военных служащих для работы и службы в Арктической зоне. При этом чрезвычайно важным представ ляется профессиональная под готовка личного состава аварий но-спасательных формирований, их оснащённость, наличие в под разделениях специальной тех ники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов. Спа сатели должны иметь соответ ствующий, как теоретический, так и практический уровень профес сиональной подготовки для рабо ты в экстремальных условиях вы соких широт, соответствующую психологическую подготовку по зволяющую достаточно комфор тно ощущать себя при воздействии агрессивных климатических и зо нальных факторов, в т. ч. отсутствия светлого времени суток в поляр ную ночь. Спасатели должны уметь организовывать труд и отдых в ус ловиях полярного дня, полевой ла герь при экстремально низких температурах, ветровой нагруз ке, зачастую имеющей ураганную силу, при повышенной влажности и прочих неблагоприятных услови ях в период организации и прове дения аварийных и поисково-спа сательных работ. Неспособность справиться с усталостью, физиче ским недомоганием, психологиче ским дискомфортом, связанным в том числе с воздействием небла гоприятных и опасных природ- 1 4 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2 | 2020 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz