Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

организации межведомственно­ го взаимодействия представляется одним из наиболее острых. Детальной подготовки требует нормативно-правовая документа­ ция по привлечению, организации местного населения и взаимодей­ ствию с ним при поиске и спаса­ нии людей в отдалённых и труд­ нодоступных местах АЗ РФ, где крайне высока возможность воз­ никновения чрезвычайных ситуа­ ций угрожающих жизни и здоро­ вью людей. Доставка сил и средств профессиональных спасательных подразделений в такие районы имеет временные ограничения, яв­ ляется финансово-затратной и за­ частую малоэффективной. 2. С участием экспертов про­ вести ревизию штатных распи­ саний, укомплектованности про­ фессиональных спасательных подразделений аварийно-спаса­ тельными средствами, имуществом и снаряжением для работы в экс­ тремальных условиях высоких ши­ рот. Обеспечить внедрение новых технологий, технических средств и техники, иного имущества обеспе­ чивающего эффективную работу спасателей в АЗРФ. Особое вни­ мание уделить современным кос­ мическим разработкам. 3. Чрезвычайно важным пред­ ставляется мониторинг с приме­ нением космических систем. Пер­ вая апробация аварийных маяков отслеживания перемещений на вездеходной технике в условиях агрессивных природных факторов АЗРФ проводилась в 2008 году, по согласованию с руководством ар­ тели (рыболовецкого колхоза), в с. Быковский Булунского улуса (рай­ она) Республики Саха (Якутия) и показала чрезвычайный эффект в части предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций. Дальней­ шая их разработка и внедрение в народное хозяйство позволит опе­ ративно, точечно оказывать своев­ ременную помощь и сократит фи­ нансовые затраты на организацию и проведение поисково-спаса­ тельных работ. 4. Актуализировать требова­ ния к обеспечению безопасности, технологиям и алгоритмам дей­ ствий по организации и проведе­ нию поисковых и аварийно-спаса­ тельных работ с учётом специфики АЗРФ, в т. ч. в малонаселённых и отдалённых районах Российской Федерации. Так в межнавигацион- ный период в акватории Северно­ го Ледовитого океана в алгоритм действий аварийно-спасательной готовности и применения сил и средств в АЗРФ следует включить ледоколы в период выполнения ими задач в Арктике (в том числе и при выполнении высокоширот­ ных круизных рейсов). Для чего их надо укомплектовать штатным аварийно-спасательным, водолаз­ ным снаряжением и имуществом, оборудованием ЛРН. Ледоколь­ ные аварийно-спасательные груп­ пы сформировать из числа лично­ го состава спасателей арктических подразделений МЧС России. В на­ стоящее время атомные ледоколы используются круглогодично пре­ имущественно в Западной части Арктики. Дизель-электрические ледоколы используются в основ­ ном в мелководных районах Ар ­ ктики, на Белом и Балтийском мо­ рях, обеспечивают проводку судов на Магаданском направлении, в порты Чукотки и Восточной части Арктики. Для обеспечения аварий­ но-спасательной готовности в акватории территориального морского пространства и во вну­ тренних морских водах в навига­ ционный период необходимым представляется наличие судового состава из спасательных буксиров, специализированных аварийных, водолазных, скоростных поиско­ во-спасательных катеров с ограни­ ченным районом плавания I-го и II­ го классов. В исключительной эконо­ мической зоне ответственно­ сти Российской Федерации, установленной федеральным за­ конодательством, международны­ ми договорами и нормами между­ народного права к обеспечению аварийно-спасательной готовно­ сти привлечь многофункциональ­ ные спасательные суда неограни­ ченного района плавания. 5. Совершенствовать системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, подготов­ ки кадров, управления и связи. 6. Направить усилия на созда­ ние Арктического учебно-трени­ ровочного полигона по подготов­ ке как гражданских, так и военных служащих для работы и службы в Арктической зоне. При этом чрезвычайно важным представ­ ляется профессиональная под­ готовка личного состава аварий­ но-спасательных формирований, их оснащённость, наличие в под­ разделениях специальной тех­ ники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов. Спа­ сатели должны иметь соответ­ ствующий, как теоретический, так и практический уровень профес­ сиональной подготовки для рабо­ ты в экстремальных условиях вы­ соких широт, соответствующую психологическую подготовку по­ зволяющую достаточно комфор­ тно ощущать себя при воздействии агрессивных климатических и зо­ нальных факторов, в т. ч. отсутствия светлого времени суток в поляр­ ную ночь. Спасатели должны уметь организовывать труд и отдых в ус­ ловиях полярного дня, полевой ла­ герь при экстремально низких температурах, ветровой нагруз­ ке, зачастую имеющей ураганную силу, при повышенной влажности и прочих неблагоприятных услови­ ях в период организации и прове­ дения аварийных и поисково-спа­ сательных работ. Неспособность справиться с усталостью, физиче­ ским недомоганием, психологиче­ ским дискомфортом, связанным в том числе с воздействием небла­ гоприятных и опасных природ- 1 4 | А Р К Т И К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2 | 2020 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz