Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

Ключевые слова: Арктическая зона, Key words: Arctic zone, emergency situations, чрезвычайные ситуации, аварийно- emergency rescue formations, security, спасательные формирования, обеспечение protection of the population. безопасности, защита населения. Организация комплексной за­ щиты населения, объектов эко­ номики и территорий Арктиче­ ской зоны Российской Федерации (АЗРФ) имеет стратегическое зна­ чение для эффективного освоения Россией Крайнего Севера, закре­ пления российского присутствия и укрепления суверенитета России в Арктике. В настоящее время в Россий­ ской Федерации ведётся плано­ мерная работа по наращиванию сил и средств вдоль северной гра­ ницы страны, развитию возмож­ ностей Российской Федерации в АЗРФ, формируется единая госу­ дарственная политика в области обеспечения безопасности. Складывающаяся ситуация требует системного подхода, как в обеспечении безопасности на­ селения, организации и проведе­ нии превентивных мероприятий и поисково-спасательных работ, так и защиты объектов экономики и территории — аварийного реаги­ рования в сфере техногенной без­ опасности на суше, во внутренних водоёмах и в морской акватории. Интенсивное освоение нефтяных и газовых месторождений Севе­ ра, функционирование Северного морского пути без детально раз­ работанной программы действий по обеспечению техногенной без­ опасности может привести к тя­ желейшим экологическим послед­ ствиям. Анализ возможностей аварий­ но-спасательного обеспечения в АЗРФ, её нормативно-правовой базы, свидетельствуют о необхо­ димости дальнейшего совершен­ ствования единой государствен­ ной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу­ аций, консолидации имеющих­ ся сил и средств аварийно-спа­ сательных служб министерств, ведомств и организаций и даль­ нейшего их развития. Степень возникающих угроз и опасностей обуславливают уро­ вень реагирования на них, состав необходимых сил, средств и орга­ низационных структур: от соот­ ветствующих служб обеспечения безопасности на объектах и тер­ риториях до образования государ­ ственной национальной системы защиты в АЗРФ. Первоочередные проблемы состоят в сбалансиро­ ванном сочетанииорганизацион- ной и технической слагаемых безо­ пасности с важнейшим критерием, характеризующим эффективность выполнения аварийно-спасатель­ ных работ, фактором времени. Чрезвычайно важным пред­ ставляется следующий комплекс организационно-штатных меро­ приятий: 1. Разработка и принятие к ис­ полнению на муниципальном, ре­ гиональном и федеральном уровне Положения, определяющего ос­ новные правила привлечения, вза­ имодействия и организации дея­ тельности аварийно-спасательных служб, министерств, ведомств, уч­ реждений, организаций и пред­ приятий всех форм собственно­ сти как к действиям по спасению людей, материальных и культур­ ных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситу­ аций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или дове­ дению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов, так и по всестороннему обеспечению ава­ рийно-спасательных работ, оказа­ нию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, меди­ цинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жиз­ ни и здоровья людей, поддержания их работоспособности в АЗРФ. К примеру спасательные воздушные суда в АЗРФ имеются у Министер­ ства обороны Российской Федера­ ции, Береговой охраны Погранич­ ной службы Федеральной службы безопасности Российской Феде­ рации и Министерства транспорта Российской Федерации (Росави­ ация), но их использование нор­ мативно регламентировано толь­ ко в отношении воздушных судов и их экипажей. Подразделения Ми­ нистерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа­ циям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, бассейновые аварий­ но-спасательные подразделения министерства транспорта Россий­ ской Федерации участвуют в по­ исковых операциях в рамках сво­ их полномочий в АЗРФ. При этом, постоянно базирующихся воздуш­ ных судов для полноценного и са­ мостоятельного реагирования в Российском секторе Арктики они не имеют. Законодательно не за­ креплены и существуют только в документах отдельных ведомств требования по уровням решения задач поиска и спасания в Арктике, по нормам и нормативам аварий­ но-спасательной готовности. Тре­ бований, изложенных в существу­ ющих нормативных документах, в т. ч. международных, недостаточ­ но для учёта всех возможных ри­ сков возникновения чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне. По состоянию на начало 2020 г. к ар­ ктическому законодательству от­ носится около пятиста норматив­ ных правовых актов, значительная часть которых разработана в со­ ветские времена. Многие из них противоречат друг другу. Вопрос | Государственная политика в Арктике | Барышев Е. В. | 1 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz