Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
Ключевые слова: Арктическая зона, Key words: Arctic zone, emergency situations, чрезвычайные ситуации, аварийно- emergency rescue formations, security, спасательные формирования, обеспечение protection of the population. безопасности, защита населения. Организация комплексной за щиты населения, объектов эко номики и территорий Арктиче ской зоны Российской Федерации (АЗРФ) имеет стратегическое зна чение для эффективного освоения Россией Крайнего Севера, закре пления российского присутствия и укрепления суверенитета России в Арктике. В настоящее время в Россий ской Федерации ведётся плано мерная работа по наращиванию сил и средств вдоль северной гра ницы страны, развитию возмож ностей Российской Федерации в АЗРФ, формируется единая госу дарственная политика в области обеспечения безопасности. Складывающаяся ситуация требует системного подхода, как в обеспечении безопасности на селения, организации и проведе нии превентивных мероприятий и поисково-спасательных работ, так и защиты объектов экономики и территории — аварийного реаги рования в сфере техногенной без опасности на суше, во внутренних водоёмах и в морской акватории. Интенсивное освоение нефтяных и газовых месторождений Севе ра, функционирование Северного морского пути без детально раз работанной программы действий по обеспечению техногенной без опасности может привести к тя желейшим экологическим послед ствиям. Анализ возможностей аварий но-спасательного обеспечения в АЗРФ, её нормативно-правовой базы, свидетельствуют о необхо димости дальнейшего совершен ствования единой государствен ной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу аций, консолидации имеющих ся сил и средств аварийно-спа сательных служб министерств, ведомств и организаций и даль нейшего их развития. Степень возникающих угроз и опасностей обуславливают уро вень реагирования на них, состав необходимых сил, средств и орга низационных структур: от соот ветствующих служб обеспечения безопасности на объектах и тер риториях до образования государ ственной национальной системы защиты в АЗРФ. Первоочередные проблемы состоят в сбалансиро ванном сочетанииорганизацион- ной и технической слагаемых безо пасности с важнейшим критерием, характеризующим эффективность выполнения аварийно-спасатель ных работ, фактором времени. Чрезвычайно важным пред ставляется следующий комплекс организационно-штатных меро приятий: 1. Разработка и принятие к ис полнению на муниципальном, ре гиональном и федеральном уровне Положения, определяющего ос новные правила привлечения, вза имодействия и организации дея тельности аварийно-спасательных служб, министерств, ведомств, уч реждений, организаций и пред приятий всех форм собственно сти как к действиям по спасению людей, материальных и культур ных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситу аций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или дове дению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов, так и по всестороннему обеспечению ава рийно-спасательных работ, оказа нию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, меди цинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жиз ни и здоровья людей, поддержания их работоспособности в АЗРФ. К примеру спасательные воздушные суда в АЗРФ имеются у Министер ства обороны Российской Федера ции, Береговой охраны Погранич ной службы Федеральной службы безопасности Российской Феде рации и Министерства транспорта Российской Федерации (Росави ация), но их использование нор мативно регламентировано толь ко в отношении воздушных судов и их экипажей. Подразделения Ми нистерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа циям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, бассейновые аварий но-спасательные подразделения министерства транспорта Россий ской Федерации участвуют в по исковых операциях в рамках сво их полномочий в АЗРФ. При этом, постоянно базирующихся воздуш ных судов для полноценного и са мостоятельного реагирования в Российском секторе Арктики они не имеют. Законодательно не за креплены и существуют только в документах отдельных ведомств требования по уровням решения задач поиска и спасания в Арктике, по нормам и нормативам аварий но-спасательной готовности. Тре бований, изложенных в существу ющих нормативных документах, в т. ч. международных, недостаточ но для учёта всех возможных ри сков возникновения чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне. По состоянию на начало 2020 г. к ар ктическому законодательству от носится около пятиста норматив ных правовых актов, значительная часть которых разработана в со ветские времена. Многие из них противоречат друг другу. Вопрос | Государственная политика в Арктике | Барышев Е. В. | 1 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz