Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
тием Арктики, включает в себя политику[20], стратегию[21], про- грамму[22] и проекты[23]. Всё это — единицы одного «проект ного семейства» методов орга низации деятельности, ориенти рованной целеполаганием, т. е. определённым представлением о желаемом будущем, для достиже ния которого разворачивается эта деятельность (схема 4). Фокусировки разных единиц «семейства» различаются — они определённым образом функцио- нализированы: • задачи политики состоят в выработке и формулировке ос новных ориентиров желаемого будущего («цели»), с одной сто роны, и возможностей / ограниче ний для действий, направленных на его достижение («средств»), с другой, • задачи концепции состоят в общей характеристике предме та: образа будущего и / или обра за действий, направленных на его достижение, • задачи прогноза состоят в выявлении и анализе тенденций и предвидении на этой основе воз можных вариантов развития собы тий, • задачи стратегии состоят в формировании основных ориен тиров, определяющих деятель ность, • задачи программы состо ят во взаимной увязке разных направлений деятельности, на правленной на достижение груп пы целей, включающей в себя со ставляющие различной природы и способной к динамичной реорга низации, • задачи проекта состоят в по строении деятельности, необхо димой для достижения отчётливо описанного конкретного единич ного результата, • задачи сценария состоят в описании и анализе фрагментов де ятельности, направленной на полу чение промежуточных результатов, • задачи плана состоят в фор мировании предписаний о кон кретных действиях, необходимых для достижения намеченных целей, увязанных друг с другом и соотне сённых с конкретными интервала ми времени. Эта разница в фокусировке ча сто не принимается во внимание, в результате чего появляются страте гии с детальными наборами пока зателей, которые необходимо до стичь, программы, неотличимые от прогнозов, противоречащие и / или несогласованные друг с другом до кументы, выходящие под разными наименованиями и т. п. Помимо адекватности рабо ты на разных уровнях, задаваемых этими фокусировками, для успеш ного разворачивания масштабной управленческой деятельности не обходимо аккуратное согласова ние всех необходимых работ на каждом из уровней. Помимо этого, нужно иметь в виду, что соответ ствующие проектные комплексы разворачиваются разными субъ ектами, так, например, стратегии и программы различных арктиче ских территорий разрабатывают и реализуют все субъекты Федера ции, составляющие Арктическую зону РФ, муниципальные образо вания, расположенные на их тер риториях (помимо этого, есть ещ' стратегии федеральных округов, в которые входят данные терри тории). Свои проекты разного уровня есть у самых разнообраз ных бизнес-единиц — от местно го бизнеса до государственных корпораций и транснациональ ных компаний. В общем случае, за дача согласования массива воз никающих здесь управленческих действий и связанных с ними вза имоотношений субъектов разного рода и уровня превышает возмож ности современного уровня раци онализации управленческой дея тельности. Поэтому на реальную организацию работы значитель ное влияние продолжают оказы вать разного рода субъективные выборы и решения осуществляю щих её управленцев. Стремление «приручить чело веческий фактор», с неизбежно стью входящий всостав управления, вызывает к жизни подходы, кото рые в сфере управления проектами маркируются как «управление за интересованными сторонами»[24], а в сфере государственного управ ления — как «надлежащее управ ление» или «благое управление» (Good Governance)[25]. Ключевым моментом этих подходов является их сосредоточенность на органи зации взаимодействия всех субъ ектов, заинтересованных в осу ществлении данной деятельности. Задача непростая и, строго говоря, на сегодняшний день, неизвестно, решаемая ли вообще, но решения, конечно же, требующая. С этой точки зрения крайне важным является вопрос о выделе нии и оформлении «заинтересован ных сторон». Как это делать, когда мы говорим об управлении разви тием Арктики? Состав потенциаль ных участников такого круга здесь велик и разнообразен: граждане, проживающие на арктических тер риториях, их объединения разного уровня —от локальных сообществ до муниципалитетов, местные ор ганы управления — от неформаль ных объединений до институтов муниципального и регионального управления, бизнес-структуры раз ного масштаба, различные инсти туты государственного управления, наконец, структуры, представляю щие другие государства и межго сударственные институты. Даже этот, самый общий список не мал и крайне разнообразен, а отношения надо выстраивать не между «типа ми субъектов», а между конкретны ми субъектами, имеющими свои ин тересы на данной территории. | Государственная политика в Арктике | Балобанов А.Е. | 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz