Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.

тием Арктики, включает в себя политику[20], стратегию[21], про- грамму[22] и проекты[23]. Всё это — единицы одного «проект­ ного семейства» методов орга­ низации деятельности, ориенти­ рованной целеполаганием, т. е. определённым представлением о желаемом будущем, для достиже­ ния которого разворачивается эта деятельность (схема 4). Фокусировки разных единиц «семейства» различаются — они определённым образом функцио- нализированы: • задачи политики состоят в выработке и формулировке ос­ новных ориентиров желаемого будущего («цели»), с одной сто­ роны, и возможностей / ограниче­ ний для действий, направленных на его достижение («средств»), с другой, • задачи концепции состоят в общей характеристике предме­ та: образа будущего и / или обра­ за действий, направленных на его достижение, • задачи прогноза состоят в выявлении и анализе тенденций и предвидении на этой основе воз­ можных вариантов развития собы­ тий, • задачи стратегии состоят в формировании основных ориен­ тиров, определяющих деятель­ ность, • задачи программы состо­ ят во взаимной увязке разных направлений деятельности, на­ правленной на достижение груп­ пы целей, включающей в себя со­ ставляющие различной природы и способной к динамичной реорга­ низации, • задачи проекта состоят в по­ строении деятельности, необхо­ димой для достижения отчётливо описанного конкретного единич­ ного результата, • задачи сценария состоят в описании и анализе фрагментов де­ ятельности, направленной на полу­ чение промежуточных результатов, • задачи плана состоят в фор­ мировании предписаний о кон­ кретных действиях, необходимых для достижения намеченных целей, увязанных друг с другом и соотне­ сённых с конкретными интервала­ ми времени. Эта разница в фокусировке ча­ сто не принимается во внимание, в результате чего появляются страте­ гии с детальными наборами пока­ зателей, которые необходимо до­ стичь, программы, неотличимые от прогнозов, противоречащие и / или несогласованные друг с другом до­ кументы, выходящие под разными наименованиями и т. п. Помимо адекватности рабо­ ты на разных уровнях, задаваемых этими фокусировками, для успеш­ ного разворачивания масштабной управленческой деятельности не­ обходимо аккуратное согласова­ ние всех необходимых работ на каждом из уровней. Помимо этого, нужно иметь в виду, что соответ­ ствующие проектные комплексы разворачиваются разными субъ­ ектами, так, например, стратегии и программы различных арктиче­ ских территорий разрабатывают и реализуют все субъекты Федера­ ции, составляющие Арктическую зону РФ, муниципальные образо­ вания, расположенные на их тер­ риториях (помимо этого, есть ещ' стратегии федеральных округов, в которые входят данные терри­ тории). Свои проекты разного уровня есть у самых разнообраз­ ных бизнес-единиц — от местно­ го бизнеса до государственных корпораций и транснациональ­ ных компаний. В общем случае, за­ дача согласования массива воз­ никающих здесь управленческих действий и связанных с ними вза­ имоотношений субъектов разного рода и уровня превышает возмож­ ности современного уровня раци­ онализации управленческой дея­ тельности. Поэтому на реальную организацию работы значитель­ ное влияние продолжают оказы­ вать разного рода субъективные выборы и решения осуществляю­ щих её управленцев. Стремление «приручить чело­ веческий фактор», с неизбежно­ стью входящий всостав управления, вызывает к жизни подходы, кото­ рые в сфере управления проектами маркируются как «управление за­ интересованными сторонами»[24], а в сфере государственного управ­ ления — как «надлежащее управ­ ление» или «благое управление» (Good Governance)[25]. Ключевым моментом этих подходов является их сосредоточенность на органи­ зации взаимодействия всех субъ­ ектов, заинтересованных в осу­ ществлении данной деятельности. Задача непростая и, строго говоря, на сегодняшний день, неизвестно, решаемая ли вообще, но решения, конечно же, требующая. С этой точки зрения крайне важным является вопрос о выделе­ нии и оформлении «заинтересован­ ных сторон». Как это делать, когда мы говорим об управлении разви­ тием Арктики? Состав потенциаль­ ных участников такого круга здесь велик и разнообразен: граждане, проживающие на арктических тер­ риториях, их объединения разного уровня —от локальных сообществ до муниципалитетов, местные ор­ ганы управления — от неформаль­ ных объединений до институтов муниципального и регионального управления, бизнес-структуры раз­ ного масштаба, различные инсти­ туты государственного управления, наконец, структуры, представляю­ щие другие государства и межго­ сударственные институты. Даже этот, самый общий список не мал и крайне разнообразен, а отношения надо выстраивать не между «типа­ ми субъектов», а между конкретны­ ми субъектами, имеющими свои ин­ тересы на данной территории. | Государственная политика в Арктике | Балобанов А.Е. | 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz