Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №2.
Работа по построению схем управления развитием территории такого масштаба и сложности как Арктическая зона Российской Фе дерации не может игнорировать ни какие из наработанных инструмен тов территориального развития. И важнейшим моментом здесь являет ся отчётливое понимание того, что «единственно верных» форматов здесь нет — каждый из инструмен тов управления обладает своей зо ной возможностей и применимости. Это относится, в том числе, и к ин струментам, разворачиваемым из го сударственного фокуса. Нет никаких оснований рассчитывать, что более точная редакция государственной Стратегии или Программы развития Арктики принесёт сюда долгождан ное счастье. Развиваться Арктика бу дет локальными проектами разного масштаба и результативность это го развития в значительной степе ни будет определяться тем, насколь ко договороспособными окажутся субъекты, реализующие эти проекты и насколько им удастся организовать взаимодействие между собой, а так же с другими группами заинтересо ванных лиц. Государственные документы, определяющие управление разви тием Арктической зоны Российской Федерации строятся в проектной логике по цепочке: политика —стра тегия — программа — проект. Управ ленческие форматы выстраиваемые вдругих логиках связаны с: —отношениями федерализма и местного самоуправления, адми нистративными и чрезвычайными практиками (от «ручного управле ния"» до своеволия сильных струк тур системы государственного управления и необходимости реа гировать на локальные вызовы раз ного рода); Процедуры адекватной состы ковки управленческих реалий, свя занных с этими разными логиками, всегда оказывались ахиллесовой пятой управления крупными про ектами развития. Разворачивание и рационали зация логики проектного управле ния — продукт XX века. Сегодня об управлении проектами не говорит только ленивый, тогда как сотню лет назад об этом не говорил, по сути, никто. Представление о про ектировании цивилизационно во обще относительно молодо[11], а об управлении проектами как со вокупности рационализированных процедур, которые описываются и осваиваются в учебных аудитори ях — продукт последнего века[12]. В это же время, параллельно, разрабатывался инструментарий управления большими террито риями. В начале XX века центром таких работ стал складывающий ся СССР. Работа над планом ГОЭ- ЛРО, с одной стороны, втянула в себя работы КЕПС, а с другой, ста ла основой для создания стержне вого института советской систе мы планирования — Госплана[13]. В работах, развёрнутых в 1920-х гг. в ходе подготовки первых планов развития народного хозяйства был сделан целый ряд шагов, вошедших позже в базовый массив современ ного экономического знания. Как часто бывало в наших краях, мно гие из них, рождаясь здесь, своё основное развитие получали за рубежом. Таковы, например, ба лансовый метод экономического анализа[14], идеи моделирования экономического развития[15] со здание линейного программиро- вания[16]. Сюда же можно отнести и разработку самой идеи планиро вания, в ходе активной разработки которой в крупных промышленных корпорациях, сформировались разнообразные современные под ходы, как, например, стратегиче ское или бизнес-планирование[17]. Яркой точкой в развитии ра бот по управлению большими системами было создание си стемы «Планирование-Програм- мирование-Бюджетирование» (ППБ) (Planning, Programming and Budgeting System — PPBS)[18]. П о скольку работы, связанные с раз витием системы ППБ, касались военного обеспечения и проис ходили в разгар холодной войны, на них нельзя было не ответить и таким образом в отечественную управленческую культуру — сна чала военную, а затем и граждан скую — пришла идея программи рования, которая, в сочетании с наличной установкой и метода ми планирования, сформирова ла такой, несколько странный, подход как программно-целевое планирование[19]. А в новой си стеме государственного управле ния Российской Федерации госу дарственные программы разного уровня стали одним из основных управленческих инструментов. Сегодняшний планово-про ектный инструментарий, исполь зуемый в управлении развитием территорий, в частности, разви- «Проектное семейство» Организация деятельности, ориентированное на формируемое будущее —теневыми отношениями, фор мирующимися в ориентации на частные интересы (от коррупции до узких решений, принимаемых в своих интересах различными биз нес-структурами). Концепция Прогноз Стратегия Программа Проект Сценарий План Реформирование/ институциональное проектирование Политика 8 | А Р К ТИ К А — 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2 | 2020 | Схема 4. «П роектное семейство» методов управлени я.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz