Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.

местной экономической базы и социальной инфраструктуры и в конечном счёте заложат фунда­ мент для устойчивого развития территорий. За этим последуют государственные инвестиции в социальное развитие. Причём хочу подчеркнуть, что они п о ­ следуют туда, где будет расти экономическая активность. И хочу напомнить, что только после того, как у нас начало получаться развивать дальневосточные те р ­ ритории — преимущественно за счёт частных инвестиций — мы получили решение Главы госу­ дарства о выделении почти 100 млрд рублей на строительство и реконструкцию более 700 с о ­ циальных объектов именно в тех местах, где строятся новые пред­ приятия. Именно такой подход мы за­ кладываем и в новую арктиче­ скую стратегию развития России. Работа над «Основами государ­ ственной политики в Арктике до 2035 г.» завершена, и мы ожидаем утверждение документа Главой государства. Согласование с о б ­ ственно стратегии развития А р ­ ктической зоны близится к кон ­ цу, и рассчитываем в течение 2-х месяцев завершить и эту работу. В дальнейшем на основании этих документов будет принята новая государственная программа раз­ вития Арктической зоны. Именно в ней уже появится первый набор бюджетных меха­ низмов поддержки, как частных инвестиционных проектов, так и тех территорий, которые научатся их привлекать. Не могу не сказать о тех клю ­ чевых, наиболее значимых п р и о ­ ритетах их развития, которые уже с учётом нового экономического режима Арктической зоны мы за­ кладываем в новую арктическую стратегию России. Мурманск. Его развитие в первую очередь связано с раз­ витием единственного незамер­ зающего российского порта в Арктике, который может стать одним из двух хабов Северного морского транспортного ко р и ­ дора и сервисным центром для шельфовых проектов в России. После запуска центра строитель­ ства крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» регион станет одним из крупнейших в мире центров развития судо­ строительных технологий. В р е ­ гионе будет запущен целый ряд минерально-сырьевых центров, специализирующихся на добыче и обогащении твёрдых полезных ископаемых. Региону нужно с о ­ здать инфраструктуру для аккуму­ лирования и совершенствования новых знаний в сфере развития Арктики, для чего потребуются новые решения в развитии на­ учно-образовательной инфра­ структуры. Со своей стороны мы будем помогать региону п рив о ­ дить в порядок города-базы Се­ верного флота, стоящего на защи­ те наших арктических рубежей. В Ненецком округе кроме традиционных нефтяных мине­ рально-сырьевых центров,источ- ником развития станут два проек­ та: «Печора СПГ» и порт Индига. В перспективах этих проектов я полностью уверен, мы со п р о ­ вождаем инвесторов, и это р е ­ альные живые проекты, которые получат государственную под­ держку. Ключевой проект для Чукот­ ки — освоение Баимского мед­ но-порфирового месторождения, которое стимулирует развитие дорожной, энергетической и н ­ фраструктуры, модернизацию портов Певек и Провидения. Инвестиционное решение по проекту принято, мы его поддер­ жим инфраструктурой. Недавно мы обсуждали с губернатором Чукотского автономного округа одну инициативу, которая направ­ лена на повышение устойчивости региона, а именно открытие ар­ ктического университета, кото ­ рый мог бы работать на основе современных дистанционных технологий и заниматься местны­ ми исследовательскими програм­ мами. Эту инициативу мы поддер­ живаем и будем помогать региону её реализовать. Ямало-Ненецкий округ — крупнейший экономический субъект российской А р к т и ­ ки — призван обеспечить в пред­ стоящие 15 лет одну из лиди р ую ­ щих позиций России на мировом рынке СПГ. Именно здесь пер ­ выми в Арктике появятся совре ­ менные высокотехнологичные га­ зохимические комплексы. Будет активно развиваться нефтегазо- сервис. Для обеспечения ус той ­ чивости региона будут созданы условия для освоения труднодо­ ступной нефти и газоконденсата. Уже говорил и ещё раз повторю своё мнение о том, что данный регион созрел для развития с о б ­ ственной образовательной и и с ­ следовательской инфраструкту­ ры. В арктических терри тори ­ ях Республики Карелия акцент будет сделан на развитии с т р о ­ ительной индустрии, минераль­ но-сырьевых центров на базе Восточно-Карельской медно-зо­ лото-молибденоворудной зоны, аквакультуры и лесного хозяй­ ства. С учётом этого мы должны будем ещё раз посмотреть на п о ­ тенциал и перспективы развития Беломорско-Балтийского канала. Оцениваю как самый се ­ рьёзный вызов развитие Ворку­ ты — единственного муниципали­ тета Республики Коми, входящего сегодня в Арктическую зону. Д о ­ быча угля снижается, сужается сам город. Мы должны найти источ­ ники его развития, которые п о ­ зволят сохранить Воркуту на карте России. Ряд конкурентных преимуществ у города есть, имен­ но их раскрытием мы и должны заниматься. | Государственная политика в Арктике | Крутиков А.В. | 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz