Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020, №1.
местной экономической базы и социальной инфраструктуры и в конечном счёте заложат фунда мент для устойчивого развития территорий. За этим последуют государственные инвестиции в социальное развитие. Причём хочу подчеркнуть, что они п о следуют туда, где будет расти экономическая активность. И хочу напомнить, что только после того, как у нас начало получаться развивать дальневосточные те р ритории — преимущественно за счёт частных инвестиций — мы получили решение Главы госу дарства о выделении почти 100 млрд рублей на строительство и реконструкцию более 700 с о циальных объектов именно в тех местах, где строятся новые пред приятия. Именно такой подход мы за кладываем и в новую арктиче скую стратегию развития России. Работа над «Основами государ ственной политики в Арктике до 2035 г.» завершена, и мы ожидаем утверждение документа Главой государства. Согласование с о б ственно стратегии развития А р ктической зоны близится к кон цу, и рассчитываем в течение 2-х месяцев завершить и эту работу. В дальнейшем на основании этих документов будет принята новая государственная программа раз вития Арктической зоны. Именно в ней уже появится первый набор бюджетных меха низмов поддержки, как частных инвестиционных проектов, так и тех территорий, которые научатся их привлекать. Не могу не сказать о тех клю чевых, наиболее значимых п р и о ритетах их развития, которые уже с учётом нового экономического режима Арктической зоны мы за кладываем в новую арктическую стратегию России. Мурманск. Его развитие в первую очередь связано с раз витием единственного незамер зающего российского порта в Арктике, который может стать одним из двух хабов Северного морского транспортного ко р и дора и сервисным центром для шельфовых проектов в России. После запуска центра строитель ства крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» регион станет одним из крупнейших в мире центров развития судо строительных технологий. В р е гионе будет запущен целый ряд минерально-сырьевых центров, специализирующихся на добыче и обогащении твёрдых полезных ископаемых. Региону нужно с о здать инфраструктуру для аккуму лирования и совершенствования новых знаний в сфере развития Арктики, для чего потребуются новые решения в развитии на учно-образовательной инфра структуры. Со своей стороны мы будем помогать региону п рив о дить в порядок города-базы Се верного флота, стоящего на защи те наших арктических рубежей. В Ненецком округе кроме традиционных нефтяных мине рально-сырьевых центров,источ- ником развития станут два проек та: «Печора СПГ» и порт Индига. В перспективах этих проектов я полностью уверен, мы со п р о вождаем инвесторов, и это р е альные живые проекты, которые получат государственную под держку. Ключевой проект для Чукот ки — освоение Баимского мед но-порфирового месторождения, которое стимулирует развитие дорожной, энергетической и н фраструктуры, модернизацию портов Певек и Провидения. Инвестиционное решение по проекту принято, мы его поддер жим инфраструктурой. Недавно мы обсуждали с губернатором Чукотского автономного округа одну инициативу, которая направ лена на повышение устойчивости региона, а именно открытие ар ктического университета, кото рый мог бы работать на основе современных дистанционных технологий и заниматься местны ми исследовательскими програм мами. Эту инициативу мы поддер живаем и будем помогать региону её реализовать. Ямало-Ненецкий округ — крупнейший экономический субъект российской А р к т и ки — призван обеспечить в пред стоящие 15 лет одну из лиди р ую щих позиций России на мировом рынке СПГ. Именно здесь пер выми в Арктике появятся совре менные высокотехнологичные га зохимические комплексы. Будет активно развиваться нефтегазо- сервис. Для обеспечения ус той чивости региона будут созданы условия для освоения труднодо ступной нефти и газоконденсата. Уже говорил и ещё раз повторю своё мнение о том, что данный регион созрел для развития с о б ственной образовательной и и с следовательской инфраструкту ры. В арктических терри тори ях Республики Карелия акцент будет сделан на развитии с т р о ительной индустрии, минераль но-сырьевых центров на базе Восточно-Карельской медно-зо лото-молибденоворудной зоны, аквакультуры и лесного хозяй ства. С учётом этого мы должны будем ещё раз посмотреть на п о тенциал и перспективы развития Беломорско-Балтийского канала. Оцениваю как самый се рьёзный вызов развитие Ворку ты — единственного муниципали тета Республики Коми, входящего сегодня в Арктическую зону. Д о быча угля снижается, сужается сам город. Мы должны найти источ ники его развития, которые п о зволят сохранить Воркуту на карте России. Ряд конкурентных преимуществ у города есть, имен но их раскрытием мы и должны заниматься. | Государственная политика в Арктике | Крутиков А.В. | 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz